Группе S.P.I. Юрия Шефлера не удалось лишить ФКП “Союзплодоимпорт” прав на словосочетание “русская водка”. Вчера арбитражный суд отказал группе в иске к Роспатенту, зарегистрировавшему это наименование за ФКП. Юристы называют процесс “политическим”, а ФКП тем временем пытается получить права на “русскую водку” и в США, чтобы запретить там S.P.I. продавать водку Stolichnaya как “русскую”. Роспатент зарегистрировал словосочетание “русская водка” как наименование по месту происхождения за ФКП “Союзплодоимпорт” еще два года назад. СПИ-РВВК подала возражение в палату по патентным спорам Роспатента, но в жалобе было отказано. В сентябре 2005 г. компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать действия палаты незаконными. Вчера суд отказал СПИ-РВВК в иске, сообщил “Ведомостям” гендиректор ФКП Владимир Логинов.
S.P.I. намерена обжаловать решение суда, сообщил “Ведомостям” зампред совета директоров группы Андрей Скурихин. Он считает, что ФКП получило права на наименование “русская водка” незаконно. “Закон позволяет приобретать такие права производителям, а ФКП ничего не производит, у них нет заводов и даже лицензии на выпуск водки”, — говорит Скурихин.
В Роспатенте от комментариев отказались.
“Этот спор лежит скорее в политической плоскости, чем в юридической, поэтому давать какие-либо прогнозы довольно сложно”, — говорит партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич. В этой ситуации, по его мнению, шансы S.P.I. выиграть процесс в России выглядят “довольно призрачными”. О политической подоплеке дела говорит и владелец юридической фирмы “Усков и партнеры” Вадим Усков. “У русской водки нет особых свойств, которые обусловлены человеческими или климатическими факторами, характерными только для России, поэтому регистрация такого наименования вызывает много вопросов”, — добавляет юрист.
Тем временем ФКП пытается лишить S.P.I. права использовать наименование “русская водка” на территории США. Еще в прошлом году “Союзплодоимпорт” обратился в патентное ведомство страны (US Patent & Trademark Office) с целью получить сертификационный знак “русская водка” на территории Соединенных Штатов, ссылаясь на свидетельство о владении аналогичным наименованием в России. В случае успеха ФКП сможет запретить продажу в США любой “русской водки”, выпущенной не в России. “У РФ, как и у любого государства, есть право идентифицировать свои товары, в том числе водку, так как Россия — родина водки”, — объясняет Логинов и приводит в пример подобные наименования — Cognac и Champagne.
Для S. P.I. цена вопроса в Америке составляет порядка $600 млн в год — именно на такую сумму, по данным адвокатской конторы Quinn Emanuel (представляет интересы ФКП), она продает Stolichnaya и Moskovskaya в этой стране. Однако в S.P.I. сомневаются, что ФКП удастся получить права на “русскую водку” в США. “Заявка не может быть основана на свидетельстве Роспатента и будет отвергнута, в том числе и из-за того, что ФКП не является производителем водки”, — уверен Скурихин.
|