Запоздалая уступка
Мой отец, который, как и многие пенсионеры, использует свой видавший виды "жигуль" исключительно в течение дачного сезона, имеет привычку записывать дату и стоимость каждой заправки. Нынешним летом эти записи превратились в своеобразный хронометраж роста цен. На автозаправке "ЛУКОЙЛа" 2 мая 92-й бензин отпускали по цене 14 рублей 10 копеек за литр. 5 июня он стоил 14 рублей 70 копеек, 16 июня - 15 рублей 30 копеек, 3 сентября - 16 рублей 50 копеек. К 19 сентября отпускная цена подскочила еще на сорок копеек за литр - именно в этот день руководство компании заявило, что фиксирует цены на бензин и дизельное топливо на всех собственных заправках во всех регионах России.
На следующий день состоялась встреча министра промышленности и энергетики Виктора Христенко с руководителями шести ведущих нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛа", ТНК-ВР, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти". Нефтяники согласились стабилизировать цены на бензин до конца года - безо всяких предварительных условий, не дожидаясь дальнейших действий правительства. Впрочем, судя по заявлениям "ЛУКОЙЛа", "жест доброй воли" сделан не просто так - от правительства ждут ответных жестов.
Собственно, резкий рост цен на топливо эксперты прогнозировали еще весной - именно тогда начались постоянные консультации Российского топливного союза в Минпромэнерго и в Федеральной антимонопольной службе. Нефтяные компании предлагали уменьшить налог на добычу полезных ископаемых, что позволило бы снижать цены на нефть внутри страны. Правительство и министерство экономики прорабатывало вариант увеличения экспортной пошлины. Антимонопольное ведомство ратовало за биржевую торговлю, но, как выяснилось, владельцам сырья и нефтепродуктов нечего выставлять на торги: вся продукция скупается сразу на выходе с завода. В итоге вопрос завис, но в сентябре цены вновь подскочили, и властные структуры всерьез задумались о решении бензинового вопроса. Госдума специальным постановлением рекомендовала правительству внести поправки в бюджет на 2005 год и предусмотреть выделение субвенций субъектам РФ для частичной компенсации затрат, связанных с повышением цен на топливо. А через несколько дней состоялась встреча Христенко с нефтяниками.
Благородный передел
Первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП "Нефтяной клуб Петербурга" Олег Ашихмин дипломатично говорит, что "это очень положительный момент отношений бизнеса и государства". Однако отмечает, что крупные нефтяные компании выбрали исключительно благоприятное время для "широких жестов": к осени все квоты на экспорт нефти, как правило, уже исчерпаны, и на нефтеперерабатывающие заводы внутри страны идет больше сырья. В результате в ноябре - декабре оптовые цены падают, что неизбежно ведет к стабилизации розничных цен. В январе - феврале на рынке также царит затишье. Новый скачок цен прогнозируется лишь весной.
Однако независимых топливных операторов, доля которых в Петербурге составляет 63%, интересуют подробности соглашения между вертикально-интегрированными компаниями и государством. Если речь идет только о фиксации цен на принадлежащих им АЗС при сохранении роста отпускных цен на бензин, то это прямой путь к переделу рынка. Ведь небольшие компании, не связанные соглашением с правительством, вынуждены будут повышать цены на своих АЗС, а значит, проигрывать в конкурентной борьбе. Кстати, "ЛУКОЙЛ" прямо говорит о необходимости такого передела: по утверждению его руководителей, одна из причин дороговизны бензина состоит в том, что значительная доля сетей АЗС не входит в состав вертикально-интегрированных компаний.
Правда, независимые эксперты утверждают обратное: по их мнению, одной из причин роста цен является высокая концентрация рынка. "Если на питерском рынке останутся всего три-четыре игрока, то возможна ситуация, когда они договорятся и установят одну общую цену на бензин", - говорит Ашихмин. По его словам, сегодня, когда конкуренция достаточно высока, владельцы АЗС не заинтересованы в том, чтобы взвинчивать цены. Поэтому с начала года розничные цены выросли только на 12%, тогда как оптовые - на 44%. Олег Ашихмин надеется, что правительство не даст вертикально-интегрированным компаниям выдавить с рынка независимых операторов и установить свою монополию. Оправдаются ли эти надежды?
Правительство вряд ли сможет оставить крупнейшие компании, согласившиеся заморозить цены, без ответных подарков. Но и согласиться с предложениями нефтяников - отказом от "привязки" налога на добычу полезных ископаемых к мировой цене на нефть, налоговыми льготами для крупных инвестиций в модернизацию отрасли и выработкой стимулов для использования дизельного топлива - оно вряд ли сможет. Поэтому вариант, при котором на передел рынка закроют глаза, не исключен: это проще и дешевле.
Ну а потом трехмесячный мораторий на поднятие цен на АЗС закончится. И остается только гадать, с какими ценовыми сюрпризами столкнутся автомобилисты, а вслед за ними и все общество. Как бы не получилось, что нынешняя заморозка бензиновых цен - лишь отложенная казнь."
|