В ловушку топливного кризиса попали все страны без исключения. Даже те, кто гордится своим развитым рынком, вынуждены включать механизмы административного регулирования цен. Россия, как всегда, идет своим путем.
"Запоздалая уступка
Мой отец, который, как и многие пенсионеры, использует свой видавший виды "жигуль" исключительно в течение дачного сезона, имеет привычку записывать дату и стоимость каждой заправки. Нынешним летом эти записи превратились в своеобразный хронометраж роста цен. На автозаправке "ЛУКОЙЛа" 2 мая 92-й бензин отпускали по цене 14 рублей 10 копеек за литр. 5 июня он стоил 14 рублей 70 копеек, 16 июня - 15 рублей 30 копеек, 3 сентября - 16 рублей 50 копеек. К 19 сентября отпускная цена подскочила еще на сорок копеек за литр - именно в этот день руководство компании заявило, что фиксирует цены на бензин и дизельное топливо на всех собственных заправках во всех регионах России.
На следующий день состоялась встреча министра промышленности и энергетики Виктора Христенко с руководителями шести ведущих нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛа", ТНК-ВР, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти". Нефтяники согласились стабилизировать цены на бензин до конца года - безо всяких предварительных условий, не дожидаясь дальнейших действий правительства. Впрочем, судя по заявлениям "ЛУКОЙЛа", "жест доброй воли" сделан не просто так - от правительства ждут ответных жестов.
Собственно, резкий рост цен на топливо эксперты прогнозировали еще весной - именно тогда начались постоянные консультации Российского топливного союза в Минпромэнерго и в Федеральной антимонопольной службе. Нефтяные компании предлагали уменьшить налог на добычу полезных ископаемых, что позволило бы снижать цены на нефть внутри страны. Правительство и министерство экономики прорабатывало вариант увеличения экспортной пошлины. Антимонопольное ведомство ратовало за биржевую торговлю, но, как выяснилось, владельцам сырья и нефтепродуктов нечего выставлять на торги: вся продукция скупается сразу на выходе с завода. В итоге вопрос завис, но в сентябре цены вновь подскочили, и властные структуры всерьез задумались о решении бензинового вопроса. Госдума специальным постановлением рекомендовала правительству внести поправки в бюджет на 2005 год и предусмотреть выделение субвенций субъектам РФ для частичной компенсации затрат, связанных с повышением цен на топливо. А через несколько дней состоялась встреча Христенко с нефтяниками.
Благородный передел
Первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП "Нефтяной клуб Петербурга" Олег Ашихмин дипломатично говорит, что "это очень положительный момент отношений бизнеса и государства". Однако отмечает, что крупные нефтяные компании выбрали исключительно благоприятное время для "широких жестов": к осени все квоты на экспорт нефти, как правило, уже исчерпаны, и на нефтеперерабатывающие заводы внутри страны идет больше сырья. В результате в ноябре - декабре оптовые цены падают, что неизбежно ведет к стабилизации розничных цен. В январе - феврале на рынке также царит затишье. Новый скачок цен прогнозируется лишь весной.
Однако независимых топливных операторов, доля которых в Петербурге составляет 63%, интересуют подробности соглашения между вертикально-интегрированными компаниями и государством. Если речь идет только о фиксации цен на принадлежащих им АЗС при сохранении роста отпускных цен на бензин, то это прямой путь к переделу рынка. Ведь небольшие компании, не связанные соглашением с правительством, вынуждены будут повышать цены на своих АЗС, а значит, проигрывать в конкурентной борьбе. Кстати, "ЛУКОЙЛ" прямо говорит о необходимости такого передела: по утверждению его руководителей, одна из причин дороговизны бензина состоит в том, что значительная доля сетей АЗС не входит в состав вертикально-интегрированных компаний.
Правда, независимые эксперты утверждают обратное: по их мнению, одной из причин роста цен является высокая концентрация рынка. "Если на питерском рынке останутся всего три-четыре игрока, то возможна ситуация, когда они договорятся и установят одну общую цену на бензин", - говорит Ашихмин. По его словам, сегодня, когда конкуренция достаточно высока, владельцы АЗС не заинтересованы в том, чтобы взвинчивать цены. Поэтому с начала года розничные цены выросли только на 12%, тогда как оптовые - на 44%. Олег Ашихмин надеется, что правительство не даст вертикально-интегрированным компаниям выдавить с рынка независимых операторов и установить свою монополию. Оправдаются ли эти надежды?
Правительство вряд ли сможет оставить крупнейшие компании, согласившиеся заморозить цены, без ответных подарков. Но и согласиться с предложениями нефтяников - отказом от "привязки" налога на добычу полезных ископаемых к мировой цене на нефть, налоговыми льготами для крупных инвестиций в модернизацию отрасли и выработкой стимулов для использования дизельного топлива - оно вряд ли сможет. Поэтому вариант, при котором на передел рынка закроют глаза, не исключен: это проще и дешевле.
Ну а потом трехмесячный мораторий на поднятие цен на АЗС закончится. И остается только гадать, с какими ценовыми сюрпризами столкнутся автомобилисты, а вслед за ними и все общество. Как бы не получилось, что нынешняя заморозка бензиновых цен - лишь отложенная казнь."