28.09.2005, №181 (1462) -------------------------------------------------------------------------------- “Силовые машины” производят оборудование для электроэнергетики. Выручка по МСФО в 2004 г. – $661,9 млн, чистая прибыль – $10 млн. Около 74% акций концерна контролирует “Интеррос”, около 4% – Siemens, 17% – инвесторы.
-------------------------------------------------------------------------------- "Когда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в начале года отклонила заявку Siemens на покупку “Силовых машин”, “Интеррос” отказался даже обсуждать возможность их продажи “Базэлу”. Владельцы “Интерроса” предложили государству создать на их базе национальную энергомашиностроительную корпорацию, в которой миноритарным акционером мог стать все тот же Siemens или GE. Теперь на “Силовые машины” претендует еще и РАО “ЕЭС России” — на 30 сентября назначен совет директоров, на который вынесен вопрос о покупке 22,5% их акций у “Интерроса”.
Вчера “Базэл” объявил о создании новой компании — ООО “Русские машины”, — которую с 1 октября возглавит выходец из “ЮКОСа” Петр Золотарев. Она будет курировать автомобилестроение (ГАЗ, “Стройдормаш” и проч.) и “Авиакор”. По словам Золотарева, “Русские машины” будут заниматься еще и “венчурными проектами в электроэнергетике”. “Я имею в виду энергомашиностроение, — уточнил он и признался, что пока подобных активов у "Русских машин" нет. — Но надо же сначала подготовиться, сделать аналитику”. А главная цель прежняя — пакет “Силовых машин”, заявил Золотарев. В “Русских машинах” уже подбирают команду, которая будет ими руководить. Назначен даже управляющий директор “Русских машин”, курирующий энергомашпроекты, — Владимир Петроченко, бывший руководитель департамента электроэнергетики Минэнерго и бывший директор специальных проектов в “Евросибэнерго”, контролируемом “Базэлом”.
Таким образом, давние соперники Анатолий Чубайс и Олег Дерипаска снова вступят в борьбу. Наиболее яркий их спор — вокруг Саяно-Шушенской ГЭС. Правительство Хакасии пыталось признать незаконной ее приватизацию и обещало отозвать иск, если для Саянского алюминиевого завода (контролируемого “Базэлом” через “Русал”) сохранят низкую цену электричества. В ответ РАО инициировало перерегистрацию ГЭС в Красноярском крае, и рассудил спорщиков лишь Высший арбитражный суд, признавший законность приватизации. Тут же возник конфликт вокруг Богучанской ГЭС, которую вызвался достроить “Базэл”. Сделать это компания планировала за счет допэмиссии Красноярской ГЭС, которую контролирует на 70%. Против выступала “дочка” РАО — “Красноярскэнерго”, которой участие в допэмиссии обошлось бы в $60 млн. В дебаты втянули даже президента Владимира Путина, и РАО и “Базэл” договорились достроить станцию вместе.
Источник, близкий к “Базэлу”, уверяет, что новой войны между РАО и “Базэлом” не будет. Компания Дерипаски намерена доказать, что ее вариант энергомашкорпорации лучше для государства, чем вариант “Интерроса”. “Базэл” предлагает государству войти в энергомашкорпорацию мелкими отраслевыми НИИ, неприватизированными энергомашпредприятиями и “Атомстройэкспортом”. В нее могли бы войти также негосударственный “Элсиб” и даже украинские “Турбоатом” и “Электротяжмаш”. “Базэл” в рабочем режиме уже говорил об этом с руководством компаний.
Представитель РАО ЕЭС Марита Нагога лишь заметила, что интерес Дерипаски к “Силовым машинам” в компании воспринимают как здоровую конкурентную борьбу.
Аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин тоже верит, что войны не будет и на достройке Богучанской ГЭС новое противостояние не отразится: “Было бы глупо бросить один успешный проект ради другого, пока еще перспективного”. “Русским машинам” остается только надеяться, что “Интеррос” уступит им свое место в “Силовых машинах”, рассуждает аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.
Представитель “Интерроса” Лариса Зелькова уверяет, что переговоров с “Базэлом” не ведется. А источник в администрации президента обещал “Ведомостям”, что Кремль не будет вмешиваться во внутренние дела акционеров “Силовых машин”. “Мы знаем о предложениях Дерипаски и о том, что он их считает лучшими, но после предложения, которое сделало РАО, новых инициатив он не выдвигал”, — говорит собеседник.
Вчера у Дерипаски появилась новая надежда. Комитет РАО “ЕЭС России” по стратегии и реформированию отказался поддержать покупку энергохолдингом акций “Силовых машин”, передал “Интерфакс”. Нагога на всякий случай напоминает, что мнение комитета носит рекомендательный характер и решение будет приниматься по директиве государства."
Олег Дерипаска требует $1,9 млн С братьев Рубенов и Льва Черного
Мария Рожкова Юлия Федоринова Ведомости? 28.09.2005, №181 (1462)
"Едва урегулировав споры со своими бывшими партнерами братьями Рубенами и Львом Черным, Олег Дерипаска сам начал судебный процесс против них. Если Рубены и Черной требовали с него $300 млн, то Дерипаска пытается отсудить у них в Высшем суде Лондона $1,9 млн за неисполнение некоторых условий подписанного соглашения.
-------------------------------------------------------------------------------- “Русал” – третья по величине алюминиевая компания мира. 100% ее акций контролирует “Базовый элемент” Олега Дерипаски. Группа почти полностью консолидировала Братский, Саяногорский, Новокузнецкий, Красноярский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный комбинат и проч. У нее также есть активы в Гвинее, Гайане, на Украине и в Австралии. Выручка в 2004 г. – $5,4 млрд.
-------------------------------------------------------------------------------- В 1995-1997 гг. Дерипаска, Черной и братья Саймон и Дэвид Рубены совместно делили прибыль от торговли металлом Саянского алюминиевого завода. Алюминий продавался через зарегистрированное в Ирландии СП Tradalco. Принадлежащая Рубенам Trans World Group (TWG) тогда контролировала СаАЗ и ряд других алюминиевых заводов, а Дерипаска был ее представителем в России, а также гендиректором и миноритарным акционером СаАЗа.
Но в 1998 г. менеджеры металлургических заводов во главе с Дерипаской вытеснили Рубенов и Черного из совместного бизнеса. Владимир Лисин стал собственником Новолипецкого комбината, а Дерипаска получил и Саянский, и Красноярский, и Братский алюминиевые заводы.
Рубены и Лев Черной обиды не простили. Они начали в международных судах доказывать, что Дерипаска незаконно прекратил отгрузки металла в адрес СП Tradalco. Сначала они требовали компенсации в размере $150 млн, а в 2004 г. подали иск в Верховный суд Британских Виргинских островов, увеличив сумму претензии до $300 млн.
В июне Дерипаска, Рубены и Черной подписали мировое соглашение, по которому Черной и Рубены в обмен на денежную компенсацию передавали Дерипаске оставшиеся у них доли в алюминиевых заводах и других компаниях, контролируемых Дерипаской. Размер компенсации не разглашается. Эти договоренности выполнены, говорит источник, близкий к “Базэлу”, добавляя, что Рубены и Черной нарушили некие дополнительные условия соглашения.
Они должны были подписать мировое соглашение еще и с Джозефом Карамом — бывшим управляющим со стороны Дерипаски в Tradalco и в другом трейдере — Sayanafoil, продолжает собеседник “Ведомостей”. Вместе с другим управляющим этих СП Саймоном Рубеном он обладал правом финансовой подписи по счетам трейдеров и был одним из ответчиков по искам Рубенов и Черного к Дерипаске и “Русалу”. Черной и Рубены должны были отказаться от претензий к Караму, утверждает собеседник “Ведомостей”, но отказались подписывать с Карамом мировое соглашение на согласованных условиях.
Чтобы заставить их подписать мировую с Карамом, Дерипаска и гендиректор “Русала” Александр Булыгин 20 сентября подали в Высший суд в Лондоне иск к Рубенам и Черному. Кроме того, они требуют от них $1,9 млн компенсации за отказ от подписания соглашения с бывшим управляющим. В пресс-службе “Базэла” подтвердили подачу такого иска.
Представитель Льва Черного Владимир Громовик знает об иске Дерипаски и Булыгина, но комментировать его не стал. А представитель Рубенов Чарльз Стюарт Смит назвал претензии необоснованными. По его словам, июньские договоренности не обязывали Рубенов подписывать соглашение с Карамом. “А теперь Дерипаска требует назад $1,9 млн из уплаченной им братьям Рубенам суммы, поскольку они якобы не выполнили свои обязательства”, — возмущается Стюарт Смит. Связаться с самим Карамом не удалось.
Дерипаска пошел в Лондонский суд отнюдь не за $1,9 млн, полагает аналитик “Атона” Тимоти Маккачен. Многочисленные иски со стороны бывших партнеров негативно отразились на репутации Дерипаски и, хотя ни один международный суд не доказал, что Дерипаска делал что-то противозаконное, теперь он вынужден сам инициировать судебные процессы, чтобы показать, что его бывшие партнеры также нарушают свои обязательства, говорит эксперт. “Этот иск — один из шагов на пути формирования нужного восприятия Дерипаски на Западе”, — полагает эксперт."
|