" — Они говорят, что это была какая-то глубокомысленная разведывательная операция, — сказал министр обороны России Сергей Иванов в эксклюзивном интервью “МК”. — Сергей Борисович, хочется, что называется, из первых рук узнать, что произошло в небе над Литвой 15 сентября? — Из Ленинградской области в Калининградскую вылетела авиагруппа из семи самолетов: “Су-27”, “Су-24”, “Ил-76”. 95% полетного времени прошло нормально: самолеты летели строго по международному коридору, не нарушая ничьего воздушного пространства и не имея такого умысла. Эстонцы говорят, что они наблюдали пролет этих самолетов, и я в этом не сомневаюсь. Но они же утверждают, что, отключив транспондеры (прибор в кабине, при отключении которого самолет не видно на радарах диспетчера. — Авт.), летчики нарушили международное право. Советую эстонской стороне как следует изучить это право. Там черным по белому написано, что военные самолеты могут вообще не иметь транспондеров, а если имеют, то могут их не включать. Наши самолеты не нарушали воздушное пространство Эстонии, так что все обвинения эстонской стороны не соответствуют действительности. Весь полет авиагруппы проходил в условиях густой облачности. “Су-27”, которым управлял майор Троянов, летел последним, или, как говорят в авиации, “крайним”. В его самолете отказала навигационная система и система связи. И дальше он действовал абсолютно грамотно. Он не знал даже того, над морем он летит или над землей. Мог лишь предполагать, что находится либо над Калининградской областью, либо над Литвой. Упал самолет всего в 14 километрах от российской границы. Майор все сделал в соответствии с инструкцией: около 20 минут летал по кругу, выжигая топливо, и когда в баках осталось 200—300 литров (все равно что 3 литра в “Жигулях”), он включил автоматический сигнал SOS. Сигнал был принят нашим управлением воздушного движения в Калининграде, и, как я догадываюсь, хотя и не могу утверждать, был принят и в Литве. Не принять его было невозможно — он давался на международной частоте. После этого майор Троянов вывел самолет из-за облаков и только тогда впервые увидел, что под ним земля, а не море. На последних метрах топлива он сориентировался, отвел самолет в чистое поле и катапультировался. Он сразу же позвонил: “Я на земле. Все нормально. Вроде бы в Литве…” — Литовцы утверждают, что на борту “Су” было оружие. — Было штатное вооружение “Су-27”: 4 ракеты “воздух—воздух” и пушка. Ракеты класса “воздух—воздух” для истребителя — это практически оружие самообороны самолета. Ничего секретного на борту не было, кроме блока “свой—чужой” (это автоматический код, стоящий на самолетах, позволяющий диспетчеру и летчику распознавать, что летит именно российский самолет), но этот блок при катапультировании самоуничтожается — такова конструкция. Взрыва при падении самолета не было, ведь остаток топлива был минимален, и это еще раз доказывает профессионализм летчика. — А ракеты не могли взорваться при ударе о землю? — Летчик не сбросил ракеты, и это тоже правильно. Если бы он их сбросил, последствия были бы негативными: ракеты перешли бы в неуправляемый полет и неизвестно куда бы упали. Летчик отчетливо знал, что при падении самолета взрыва не будет и ракеты не взорвутся. Так что непреднамеренность действий летчика по нарушению воздушного пространства очевидна. — Литва считает, что Россия так попыталась проверить противовоздушную оборону Литвы как члена НАТО. — Да, они говорят, что это была какая-то глубокомысленная разведывательная операция… Ну, извините, мы камикадзе не используем. И самолет потеряли. Проводить разведку таким способом могут лишь идиоты! Я еще раз высказываю сожаление по поводу происшествия и подтверждаю, что Минобороны готово выплатить Литве издержки в сумме три тысячи евро. Мы можем это сделать хоть завтра… Я очень надеюсь, то Литва не будет тянуть резину и подойдет к решению этой необычной ситуации конструктивно. — Члены комиссии из России задали свои вопросы майору Троянову? — Нет, им не разрешают. Они просто молча присутствуют при допросах. — Кто будет расшифровывать “черный ящик”? — У Литвы нет собственной аппаратуры для расшифровывания магнитной ленты. Мы предложили прослушать ленту в России, но они отказались. Тогда мы доставили аппаратуру в Калининград, где она пылится уже несколько суток, но на территорию Литвы ее не пускают. Но я надеюсь, что МИД все же урегулирует ситуацию — нет в этой катастрофе никакой политики, один несчастный случай. И вины майора нет, наоборот, все его действия были профессиональны. — Может, тогда его следует наградить? — Может быть, но для начала нужно вернуть его в Россию. Беседовала Елена ПАВЛОВА.
Тем временем стараниями Литвы скандал стал достоянием международной общественности. Глава литовского МИД Антанас Валионис, будучи в Нью-Йорке, проинформировал генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера о ходе расследования, подчеркнув, что Литва “должна детально расследовать причины аварии”. Отчет об инциденте был представлен всем министрам иностранных дел стран — членов Североатлантического альянса. Президент Литвы Валдас Адамкус, едва вернувшись с юбилейной сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, собрал совещание, целиком и полностью посвященное пресловутому самолету. С этой целью к президенту были вызваны: глава следственной комиссии Вайкшнорас, министр охраны края Гедиминас Киркилас, командующий армией генерал-майор Валдас Туткус и замглавы МИДа Альбинас Янушка. Российский МИД продолжает добиваться возвращения на родину пилота “Су-27” майора Валерия Троянова и передачи российской стороне обломков самолета. Во вторник на Смоленскую площадь пригласили временного поверенного в делах Литвы и официально возмутились “вызывающими непонимание высказываниями официальных литовских лиц, ставящими под сомнение очевидные для всех обстоятельства, приведшие к аварии”. В МИД пригрозили, что если Литва и далее будет затягивать с возвращением Троянова в Россию, то Москва отменит намеченное на 22 сентября в Паланге заседание российско-литовской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Похоже, что ситуация вошла в клинч. “Статус неприкосновенности есть у дипломатов, а не у летчиков! — заявил в ответ на российские требования глава литовского минобороны Гедиминас Киркилас. — А в возвращении России частей самолета до завершения расследования мы не видим смысла”. Единственное, на что согласились пойти литовцы, — жене Валерия Троянова разрешено остаться на территории республики. — Во вторник, как известно, было достигнуто соглашение с литовской стороной о том, что к Троянову допустят его супругу, — сообщили нам в пресс-службе посольства России в Литве. — Хотя российский летчик по-прежнему находится под домашним арестом, его положение несколько улучшилось: сняты ограничения на контакты. Жена Валерия Троянова сейчас находится вместе с ним, в том же гостиничном номере."
|