"Полеты «Илов» этой серии тут же приостановили, а авиастроителей, естественно, попросили к ответу. И ответ быстро нашелся. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько отрапортовал, что имя бракодела - «Балашихинский литейно-механический завод».
А вчера отрапортовала и Балашиха. По данным «КП», верхам доложили - Путина чуть не погубил 64-летний разметчик предприятия (фамилию почему-то не назвали). Дескать, нашли «больной зуб». Мы выехали на этот очень важный для здоровья президента завод, чтобы увидеть этого человека.
Снаружи завод смотрелся воинственно - проходная с сердитыми тетками и упитанная охрана.
- Режимный! - отрубил начальник охраны, - поэтому вас я никуда не пущу.
- А я тут с рабочими поговорил, - пожал плечами я (и это была чистая правда), - говорят, нет никакого разметчика, его начальство выдумало. Говорят, зарплата у людей 3 тысячи рублей, завод развален, тащат все...
- Уже не тащат, - загрустил охранник. - Растащили.
И отвел к руководству.
Директор завода Александр Речкалов заявил, что я не специалист и разговаривать со мной не о чем.
- Зато я авиапассажир и хочу жить! - парировал я.
- Нет никакого разметчика, - просветлел наконец директор, - и не могло быть, потому что для изготовления УГ-151 (та самая злосчастная тормозная система) он просто не нужен.
- Откуда тогда брак?
- Это разговор для специалистов, - опять помрачнел Ричкалов, - у нас уже была комиссия, и мы готовим мероприятия для недопущения таких случаев.
И чтобы доказать, что весь сыр-бор разгорелся из-за пустяка, директор показал мне фотографию бракованной детали. По краям стенки железной трубкой отчетливо красовались зазубрины. Как потом мне по секрету сказали рабочие, «это вообще-то фигня - какие-то пара царапин глубиной 0,8 миллиметра». Я попробовал их сфотографировать, но директор вдруг застеснялся и захлопнул папку.
- Кто автор? - не унимался я. - Кто «шил костюм»?
Под конвоем меня вывели за проходную.
А зря вывели. Именно там, за проходной, мне рассказали много интересного.
- Это 16-й цех набедокурил, - проворчал старый слесарь, работающий на заводе добрых полвека. - Раньше он был ведущим. А сейчас - полсотня пенсионеров с дрожащими руками. Хотя руки здесь ни при чем. Ты знаешь, о чем лучше напиши - о загадке. Почему на завод приезжают машины со старыми деталями, а выезжают с новыми?
- Почему?
- Спроси 16-й.
- Да вроде есть такой разметчик, - неохотно сказал мне рабочий 16-го цеха. - Только он в 14-м работает.
Какая-то вина, конечно, и у нас есть - после нас стружку там нашли, песок какой-то. Но царапины повесили на 14-й, если на него начальство все свалило - значит, гады они! Почему? А ты у 14-го спроси.
Выуживаю из толпы женщину из 14-го.
- Ну все ясно, - вдруг рассмеялась она. - Вот как значит решило начальство. Значит, разметчик виноват?
Так знайте - ваш разметчик он есть и его нет.
- Как это?
- Может, они втихаря и свалили вину на какого-нибудь Васю, который у нас работает. Только он наверняка об этом и не знает. Потому что ни у кого из нашего начальства не повернется язык свалить на нас эти царапины. Ведь мы же давно агрегаты из старых деталей собираем. Только сказать это стыдно.
P.S. На этом же заводе изготавливаются тормоза для стратегических бомбардировщиков Ту-160. На одном из которых тоже недавно полетал президент Путин.
Cхема гидравлической системы Ил-96
1. Педали тормоза в Ил-96. Когда пилот нажимает левую, сигнал идет на левую стойку шасси; правую - на правую. Они соединены с насосами.
2. Бак с жидкостью под названием АМГ-10 (авиационное масло гидравлическое). Примерно 10 литров.
3. Центральная гидравлическая система. Здесь расположен клапан и насосы. Поначалу наши эксперты думали, что злополучные заусеницы были найдены именно здесь, и подивились их размерам. Но наш корреспондент утверждал, что на показанной ему фотографии был запечатлен патрубок диаметром примерно 25 миллиметров. Тогда это совсем другое дело.
4. Сотни патрубков, соединяющих пункт 3 с колесами шасси, закрылками, дверями и так далее. Причиной сколько-нибудь серьезного авиапроисшествия они могут служить очень теоретически.
5. Шасси. Если заклинит (или не заклинит) хотя бы одно из дюжины колес, ничего особо ужасного (выкатывание за пределы полосы, разрушение стойки шасси) не произойдет.
6. Закрылки.
КСТАТИ
Описанная выше гидравлическая система в Ил-96 дублируется двумя точно такими же. Если случится какая неисправность, летчик переключится на первую дублирующую гидросистему. Если и там заусеницы - на вторую дублирующую. Если даже летчик не сделает этого, примерно через полторы секунды переключение произойдет автоматически.
Сейчас в стране 15 Ил-96-300. Они летают десять лет. А до этого три года обкатывались. За это время с ними произошло три мелких ЧП, или, говоря официально, «инцидента без последствий».
|