Марианна Максимовская:
"В России начался новый политический сезон. Начался с предложения президента Путина о перераспределении бюджетных денег. Учителям, ученым, врачам и медсестрам обещано повышение зарплат. Критики Кремля назвали программу президента началом новой избирательной компании. Это не только российский опыт — во многих странах новый этап борьбы за власть начинается с популистских, и часто невыполнимых, но приятных сердцу каждого избирателя обещаний. Будут ли выполнены новые пожелания президента? Министры бодро отрапортовали, что деньги в бюджете есть. Но. Те же министры — все-таки люди с экономическим образованием — понимают — без проведения базовых реформ затыкание дыр приведет лишь к тому, что обещанные деньги будут съедены инфляцией. А с реформами у нас по-прежнему беда. Курировать приоритетные проекты Владимир Путин пообещал лично. Для этого создается специальный совет, который он сам, по всей видимости, и возглавит. Получается такое параллельное правительство. Это даже не прежнее выстраивание вертикали власти, это уже ее клонирование.Президент на этой неделе стал поставщиком еще одной политической сенсации - заявив, что не будет баллотироваться на третий срок и менять ради этого Конституцию. Но вот парадокс — чем чаще заявляет об этом Путин, тем больше появляется в печатной прессе различных сценариев и предположений о том, как же все-таки нынешним обитателям Кремля удастся сохранить власть и после 2008 года.
Один из тех, кто вовсе не верит в то, что нынешняя власть добровольно, путем свободных выборов передаст свои полномочия новой команде — бывший премьер России Михаил Касьянов. На этой неделе продолжился пресловутый дачный скандал. Компанию Касьянова «МК–аналитика» проверяет налоговая инспекция, а сам бывший премьер перешел в наступление. Впервые после своего ухода с поста премьер-министра Касьянов согласился рассказать о дачах, преследованиях друзей, политических амбициях и отношениях с Путиным. В эксклюзивном интервью программе Неделе.
Интервью:
Марианна Максимовская: - Так называемое дело о дачах стало ну едва ли не главным скандалом лета. Вы чувствовали, что тучи над вами сгущаются?
Михаил Касьянов: - Не скажу, что я чувствовал, что эта тема или какая-либо другая выплывет в давление на меня, но то, что что-то должно было происходить я уже, конечно же, понимал весной, поскольку ясно, что реакция на слова, правдивые слова о том, что происходит в стране, должна быть Марианна Максимовская: - По-вашему, раскрутка дачного скандала — это личная инициатива депутата Хинштейна, или это чей-то заказ? Если заказ, то чей?
Михаил Касьянов: - Это компания и компания, которая координируется властью, причем представителями самого верха этой власти.
Марианна Максимовская: - А вот в действительности, Михаил Михайлович, есть какие-нибудь проблемы с оформлением дачной сделки?
Михаил Касьянов: - Все операции законны и никаких противоправных действий я не совершал. Когда я был председателем правительства и до этого, я владел квартирой и не более того. Все другие приобретения, это приобретения свободного от госслужбы человека, предпринимателя или как угодно можно назвать эту деятельность. И все эти приобретения законны.
Марианна Максимовская: - Вы ведь еще никогда не говорили, с какой формулировкой вас уволил президент Путин? За что, за поддержку Юкоса?
Михаил Касьянов: - Я по-прежнему считаю, что я не в праве говорить это публично, но формулировки по-прежнему сейчас нет и это сейчас уже не важно, была она или нет. Марианна Максимовская: - Но вы разошлись с президентом политически, идейно, по взглядам на экономику страны еще в то время, когда вы занимали пост премьер-министра?
Михаил Касьянов: - Не хочу в эти детали погружаться. Я не хочу, чтобы эти вопросы о моих взаимоотношениях с президентом стали или являлись сегодня предметом общественного внимания. Марианна Максимовская: - Это прежде всего для вас этическая проблема?
Михаил Касьянов: - Да. Марианна Максимовская: - А вы знаете, что есть такое мнение — об этом пишут в прессе сейчас, — что вас буквально выталкивают в политику.
Михаил Касьянов: - Я не знаю. Жена меня не выталкивает, наоборот, очень переживает. Друзья не выталкивают, на них даже давление оказывается на многих: проверки начались какие-то, налоговые, еще какие-то, почти у всех моих друзей проблемы те или иные образовались за последние три месяца. Так что они меня не выталкивают. Меня выталкивает ситуация.
Марианна Максимовская: - Вы достаточно расплывчато говорите о своем участии в политической жизни страны. К примеру, предложение стать лидером от либерально демократической оппозиции.
Михаил Касьянов: - Я делаю все, что бы эта оппозиция была не расплывчатой и представляла из себя реальную политическую силу, не очень получается, но есть продвижение.
Марианна Максимовская: - Насколько реально что-то сделать и когда? К какому сроку?
Михаил Касьянов: - Думаю, что с учетом тех последних действий, которые предприняла власть уже, включая инициативы в том числе и в социальной сфере, — все ведет к тому, что весь политический график может быть сдвинут. Поэтому я не исключаю, что те или иные выборы федерального масштаба могут проходить уже в 2006 году.
Марианна Максимовская: - Называя вещи своими именами — речь идет о досрочных выборах?
Михаил Касьянов: - По-разному можно называть какие они досрочные или срочные, но то, что они могут быть раньше — это я как раз и имею в виду, анализируя последние действия президента. Путин как раз на этой неделе сказал, что он не будет баллотироваться на третий срок и не намерен менять ради этого конституцию. Это как раз дополнительная информация для того, чтобы понять какой сценарий вы видите у политологов очень много разных сценариев, не может такого быть, что властная группа уходит и все. Не может этого быть. Марианна Максимовская: - Вы в это не верите? Михаил Касьянов: - Нет, не верю Марианна Максимовская: - После того, как появилось дело Юкоса, встал вопрос, кто следующий? Многие говорят сейчас, что следующий Касьянов. Возникает сложная ситуация вокруг Альфагруппы.
Михаил Касьянов: - Но вы знаете, я не хочу… как бы вот… детально, поскольку считаю, что не так это немножко выглядит. Вопрос в том: все нужно сегодня для информирования населения, создания ощущений и впечатления. И поэтому борьба с олигархами — это популярная идея, поэтому повысить зарплату — это популярная идея. Я не говорю, что это плохо делать, но это же делается бессистемно, без реформ, вместо проведения реформ в этой сфере просто увеличиваются расходы. Люди сегодня думают, я так предполагаю, не проверял еще, что всем повысили — учителям и врачам, а повысили терапевтам и педиатрам. А окулисты? А гинекологи? Хирурги? Они тоже специалисты, а их не повысили, а речь идет о повышении в три раза. И в январе-феврале будет понятно, что не работает такая схема. Это означает, что будет вторая монетизация, это означает, что власть будет разбрасывать деньги с вертолетов, потому что внизу их нельзя уже будет раздать.
Марианна Максимовская: - А что надо было сделать, и какая власть может справиться с ситуацией в стране?
Михаил Касьянов: - Я обязательно об этом скажу, но потом, моя предвыборная кампания еще не началась.
Марианна Максимовская: - В России чуть ли не ставки принимались — вернетесь ли вы на родину или нет — после того, как так стало раскручиваться ваше дело. Нет, все-таки в глубине души опасения, сомнения — а прав ли я, что приехал?
Михаил Касьянов: - Сомнений нет. Я не думаю и не верю, что власть может свалить в не правовую плоскость, мне неприятно моей семье неприятно, но это политическая борьба. Это интервью мы записывали во вполне демократическом кафе в здании, где теперь находиться офис Касьянова. С одной стороны там деловой центр с другой — торговый, куда ходят за покупками москвичи. После отставки Михаил Касьянов в буквальном смысле слова стал ближе к народу, он еще не определился окончательно со своей ролью в публичной политике России, но общаться с возможным будущим электоратом учится на ходу."
|