Министр экономического развития Герман Греф последнее время находится в поле особого внимания премьер-министра Михаила Фрадкова. Первый министр буквально ни на минуту не дает расслабиться главному экономисту. Постоянно что-то требует. То социально-экономический прогноз, который обеспечит высокие темпы роста экономики и удвоение ВВП, то инвестфонд, который поможет выполнить первые две задачи. Вчера же на заседании правительства вновь речь шла о таком перечне федеральных целевых программ (ФЦП), который поможет «вытрясти» из отраслей один-другой процент роста.
Г-н Греф выступать вместо себя поставил своего заместителя Виталия Савельева. Но Михаил Фрадков ответную тронную речь адресовал непосредственно начальнику российской экономики. В затянувшемся споре об эффективности ФЦП и желании сформировать качественный инвестиционный портфель председатель правительства развернулся к г-ну Грефу и сказал: «Это от вас зависит!» «Что от меня зависит?» -- раздраженно переспросил главный экономист. Г-н Фрадков терпеливо объяснил, что «зависит» все то же самое: темпы роста и удвоение. И обещал, что под перспективные инфраструктурные проекты Минфин даст денег столько, сколько решит МЭРТ. «А чем будет заниматься остальное правительство?!» -- все больше раздражался г-н Греф. «Вместе с правительством, -- поправил коллегу премьер. -- Ищите!» «Я-то буду искать, -- откликнулся недобро министр. -- Только надо понимать, что удвоение ВВП за три года невозможно». «Разговор об удвоении шел не к 2008 году, а к 2010-му», -- уточнил г-н Фрадков. «И к 2010-му нереально!» -- стоял насмерть г-н Греф. «Ищите. Герман Оскарович, вы должны быть заинтересованы в форсировании этой работы (имеется в виду окончательно сформировать пакет предложений для государственных инвестиций. -- Ред.). И вы себе, не кому-нибудь, а себе задавайте вопрос, достаточно ли темпов роста», -- жестко порекомендовал премьер.
Тема «поиска точек роста» стала ключевой во взаимоотношениях премьера и представителей экономического блока. Непонимания здесь достаточно, консенсуса мало. Но если раньше г-н Фрадков вел атаку одновременно на двух первостатейных министров -- финансов и экономического развития -- и в ответ получал лишь итальянскую забастовку, то сейчас он стал действовать более искусно. Теперь периодически он становится сторонником то одного, то другого: пусть, мол, "кусают" не меня, а друг друга.
Когда верстали финансовый план на три года, премьер вовсю спорил с главным финансистом Алексеем Кудриным. И защищал инвестиционные претензии г-на Грефа. Сегодня, когда пришла пора составить портфель целевых госинвестиций и собственно создать сам инвестфонд, г-н Фрадков заявил: «На этом этапе я Минфин поддерживаю. Забудьте про стабфонд. Вы должны думать о том, куда пустые ведра подставить. Под нефтедолларовый дождь. И какие грядки поливать! Долго говорить и не иметь результата -- контрпродуктивно!»
На премьерский взгляд, пока инвестиционные усилия МЭРТ «неумелые» и сосредоточены «не на главном направлении». «У вас методика с баллами -- в одном месте, а неустановленное оборудование -- в другом. Баллы не должны подменять реальную хозяйственную работу. Давайте руками туда залезайте. Докажите эффективность госинвестиций, -- посоветовал он экономистам. И добавил: -- Алексей Леонидович (Кудрин. -- Ред.) позволяет себе пять вопросов задать. И правильно делает». А правильно, как выяснилось, потому, что никто не следит, кто и как крутит госинвестициями.
«Где деньги?!» -- задал вечный вопрос премьер. Ответа не было. «Есть отличники. Есть двоечники. Есть Греф, который должен всем этим заниматься. Все остальное «бу-бу-бу», -- продолжил глава кабинета. -- Чтобы до октября у вас все было. Продолжайте трясти!» Тут грефовский зам г-н Савельев даже как-то обрадованно заявил, что частота тряски министерств и ведомств -- госзаказчиков -- увеличится. Михаил Фрадков не протестовал.
На общем фоне глобальной дискуссии об инвестициях на заседание правительства проскользнули две небольшие лоббистские темы. Депутаты вместе с министром науки и образования Андреем Фурсенко бились за возобновление федеральной целевой программы «Молодежь России». И даже не подумали стесняться надуманности этого проекта. Среди пунктов, которые предстоит проинвестировать государству в данной ФЦП, значится, например, "обеспечение явки молодежи на выборы". Абсурд не только в том, что это нарушает свободное волеизъявление граждан, но и в том, что это еще должно делаться за счет бюджетных денег. Вторым довольно упорным лоббистом выступил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Он боролся за «Три Э» -- ФЦП «Энерго-эффективная экономика», которая также пущена под нож.
Не исключено, что лоббисты добьются восстановления своих «госпакетиков». Ведь недавно под политическим «надо!» сломался даже скупой рыцарь отечественных финансов Алексей Кудрин. На одном из рабочих совещаний он высказался за стопроцентное финансирование самых расточительных ФЦП -- развития Татарстана и Башкирии. Которые на общероссийском фоне вроде и так неплохо развиваются.
|