В ближайшем будущем следует ждать возвращения Михаила Касьянова в большую политику. От громких заявлений на пресс-конференциях бывший глава правительства переходит к практической деятельности. Как стало известно «НГ», он готовится возглавить Демократическую партию России – одну из старейших политических структур либерального толка. Выбор более чем странный: партия, хотя и насчитывает 15-летнюю историю, в последние годы оказалась прочно забытой электоратом.
Напомним – в начале марта Касьянов уверенно заявлял: «Не считаю на этом этапе целесообразным для себя возглавлять одну из партий. На сегодняшний день вопрос об участии в той или иной партии не стоит. Я предпринимаю усилия в плане объединения демократических сил, и не обязательно либерально-правоцентристских». Видимо, трехмесячного срока экс-премьеру хватило, чтобы окончательно определиться в политических пристрастиях.
В самой ДПР на официальном уровне контакты с Касьяновым отрицают, однако источник «НГ» в партии не только подтверждает слухи, но и справедливо указывает на некоторые признаки состоявшегося альянса. К примеру, на занятие поста председателя исполкома ДПР Александром Половинкиным – бывшим помощником Касьянова времен его премьерства. Да и председатель ЦК партии Андрей Богданов, побеседовавший с корреспондентом «НГ», вовсе не выказал идиосинкразии к изложенной версии, заметив лишь, что и сам он Касьянову человек не чужой: как выяснилось, оба закончили одну и ту же солнцевскую среднюю школу № 1000.
Если слухи о выходе в свет Касьянова в составе ДПР верны, возникает сразу несколько любопытных предположений. Почему ДПР – а не, скажем, СПС? Или «Яблоко»?
Или Комитет-2008? С партийными зародышами Хакамады и Рыжкова, понятно, Касьянову не по пути – времени, как и всего остального, на регистрацию этих структур не остается. Можно, правда, допустить вещь совершенно банальную: привлекательность демпартии как структуры, лишенной амбициозного лидера и сравнительно дешевой в содержании.
Последнее обстоятельство, правда, ясно указывает на некоторую стесненность Касьянова в средствах. Единственное объяснение коей заключается, очевидно, в отсутствии у бывшего главы кабинета серьезной финансовой поддержки со стороны крупных бизнес-структур. Потому что назвать крупной бизнес-структуру самого Касьянова язык не поворачивается.
В таком случае – насколько серьезны широко афишируемые политамбиции Михаила Касьянова? Ясно только, что выйти на арену лидером изрядно подзабытой политструктуры – вовсе не значит сделать шаг к объединению демократов, как это было им недавно заявлено. С трудом представляю себе Явлинского или Чубайса, спешащих под знамена ДПР. Это шаг в никуда: Касьянов изначально становится аутсайдером политической гонки. Какие уж там выборы-2007. И тем паче – 2008.
Между тем экс-председатель вовсе не похож на кремлевского мечтателя. Более прагматичного руководителя, похоже, с пеленок просчитавшего проценты собственного карьерного дебита-кредита, найти трудно. И потому есть только одно разумное объяснение всей этой суете. А именно: банальное обеспечение личной безопасности. Нехлопотное руководство спокойной и недорогой политструктурой, в глазах Запада имеющей вполне приличное демократическое реноме, призвано защитить главный капитал Касьянова. Который – не политический, а совсем даже обычный. В момент трансформации бизнесмена в партийного лидера любые нападки на него, не говоря уж о судебном преследовании, обретают статус политического преследования. Некоторые соратники экс-премьера по кабинету министров, вовремя не догадавшиеся применить это замечательное средство, уже давно ходят под статьей, и не одной. Смелые заявления Касьянова, возможно, гораздо результативнее в этом смысле, чем демонстрация послушания – много ли выиграл СПС, к примеру, своей политкорректностью?
Нетрудно предсказать цикличность дальнейшей активности экс-премьера. Касьянов поставил власть на счетчик – раз в два-три месяца он будет будоражить общественность необыкновенно смелыми заявлениями, отбирая у постоянно действующих либеральных лидеров процента по два популярности и погружаясь затем в кратковременный политический анабиоз. После чего очередная порция откровений выглядит особенно эффектно и свежо.
Демократическая партия России
Демократическая партия России образована в мае 1990 года. Зарегистрирована в 2001 г. Численность: 13 тысяч человек, действующих региональных отделений – 61. Расцвет ДПР пришелся на первую половину 90-х годов, когда ее возглавлял Николай Травкин. Лидеры партии разных лет: Сергей Говорухин, Михаил Прусак, Сергей Глазьев. В выборах участвует с 1991 года, преодолеть 5% барьер удалось в 1993 году на выборах в Думу первого созыва, что позволило ДПР создать свою парламентскую фракцию. Успех повторить не удалось: на последних выборах в 2003-м ДПР набрала 0,23% голосов. На президентских выборах 1996 года ДПР поддерживала кандидатуру Александра Лебедя, в 2000 году – кандидатуру Владимира Путина.
Уголовные дела чиновников правительства Михаила Касьянова
В октябре 2001 года было возбуждено дело в отношении министра путей сообщения Николая Аксененко. Чиновнику были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий и растрате в крупном размере. В октябре 2003-го материалы уголовного дела были направлены в суд.
В декабре 2004 года арестован замдиректора департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина РФ Денис Михайлов. По версии следствия, чиновник Минфина передал советнику председателя совета директоров Международного инвестиционного банка Алексею Киржневу и президенту VIP-клуба «Националь» Теймуразу Карчаве служебный документ. За услугу, как утверждает следствие, Михайлов получил в подарок спортивный автомобиль Mercedes SLK, стоимостью в 87 тысяч евро. Обвиняемый находится в СИЗО «Лефортово». Дело находится в производстве следственного управления ФСБ РФ.
30 сентября 2004 года прокуратура Центрального административного округа Москвы возбудила уголовное дело против бывшего замминистра финансов Сергея Колотухина. Подозревается в превышении должностных полномочий при осуществлении сделки по погашению долга бывшего СССР перед Чехией на 5 млн. долларов. В настоящее время это дело, по которому в качестве подозреваемого проходит также сотрудник департамента управления внешним долгом Минфина Евгений Чебураев, находится в производстве следственного управления ФСБ.
|