Хобби за 3 миллиарда
"Южная окраина Москвы, начало восьмого утра. По Нагатинской улице громыхают стылые трамваи. На остановке "Московский ювелирный завод" многие пассажиры выходят и направляются к неприметной проходной. О том, что за ней скрывается крупнейшее в России предприятие по производству бриллиантов, стороннему наблюдателю догадаться решительно невозможно.
На входной двери объявление: "Сотрудники фирмы - граждане Израиля снимут одно-, двух- и трехкомнатные квартиры в этом районе". Проходишь через "вертушку" и сразу ощущаешь себя словно на территории другого государства. И в этом нет ничего странного: предприятие Леваева "Руиз Даймондс" имеет стопроцентно израильский капитал. Изначально "Руиз" - российско-израильское СП, возникшее в 1990 году на обломках советской ювелирной империи "Кристалл". "Руиз" стал первым в Союзе предприятием по обработке алмазов с участием иностранного капитала.
Сегодня выручка "Руиза" около 200 млн. долларов в год. Основное сырье заводу поставляет "АЛРОСА", монополист в области добычи российских алмазов. По словам Валерия Морозова, генерального директора ЗАО "Руиз Даймондс", 90 процентов произведенных здесь бриллиантов уходят на экспорт в Израиль. Законы этого государства действуют на Нагатинской улице во всей полноте: в пятницу рабочий день до 14.00, суббота выходная (шабат), воскресенье - рабочий день. Ашер Иехиели, замначальника производства, показывает мне кошерную столовую и столовую обычную. Среди ее посетителей - мастера-огранщики с Украины, составляющие на "Руизе" значительную часть рабочей силы. Средняя зарплата огранщика - 18 тысяч рублей. Достичь этой отметки не так уж сложно: оплата на "Руизе" сдельная, и, если хочешь заработать, начальство с радостью отменит для тебя праздники. Впрочем, деньги зарабатываются на "Руизе" непросто: несмотря на то, что на заводе отменили принятый в советское время "голый режим" (полное раздевание и досмотр работников в специальных комнатах), огранщики своим кошельком отвечают за потерянный или испорченный камень.
На случай возможной нехватки кадров есть ПТУ, в котором руководство "Руиза" пытается выращивать огранщиков. Получается с большим трудом: половина молодежи, узнав, что гранить алмазы намного тяжелее, чем торговать пивом, уходит. После них остается много изведенного дорогого алмазного сырья и разочарование. Поэтому хорошими огранщиками завод дорожит: они получают до 60 тысяч рублей в месяц.
Вертятся шлифовальные круги, мерцают в свете ламп зажатые в тиски крохотные кристаллы. На мониторах под большим увеличением виден процесс "распиловки" алмазов лазером - леваевское ноу-хау. Теперь бывшего простого огранщика Леви Леваева называют "алмазным королем", а сам он наведывается на "Руиз" из Израиля раз в месяц, и уже давно считает производство бриллиантов своим хобби. Для справки: сегодняшний оборот одного только алмазного бизнеса Льва Леваева - около 3 млрд. долларов в год.
Победа еврейской мечты
В детстве Льва Леваева обижали: ташкентские школьники били его в живот и дразнили жидом. А он ходил в подпольную религиозную школу (ешиву) и в 15 лет уехал с семьей на историческую родину. Тяжелому советскому детству Леваев благодарен: в своих немногочисленных интервью он говорит о прошлом, как о главном обстоятельстве, которое определило его будущее.
Сегодня в холдинг Lev Leviev Group входят десятки компаний, занимающихся строительством, недвижимостью, энергетикой, туризмом, производством пляжной одежды, добычей алмазов в Африке и их огранкой в Армении (завод "Шогакн"), Перми ("Кама-Кристалл") и Москве ("Руиз Даймондс"). Структуры Леваева владеют сетью пятизвездных отелей Holiday Inn в Израиле и русскоязычным телеканалом "Израиль Плюс". В журналистских кругах Израиля говорят о том, что этот канал Леваев открыл не только из любви к русскоязычным израильтянам, но и в благодарность Путину за зеленый свет, который тот зажег перед ним для занятий бизнесом в России. Известно, что Леваев помогал в организации первых встреч начинающего президента Путина с крупными израильскими политиками.
Умение находить ключ к сердцам сильных мира сего относится к несомненным талантам Леваева. Например, Юрий Лужков еще в прошлом октябре, после встречи с израильским бизнесменом, назвал Леваева "самым крупным и желанным инвестором в Москве". После этого присутствие Леваева в числе инвесторов "Москва-Сити" вряд ли может вызывать удивление.
Бизнес-империя Леваева похожа на огромное колесо обозрения: весь мир на ладони, все под контролем, а сверху открывается захватывающий вид на цветущую землю, где живут его соотечественники-правоверные иудеи. Именно для их процветания один из самых богатых израильтян и крутит свое "колесо". Объясняется это просто: Леваев - любавичский хасид, а по религиозной традиции, человек, принадлежащий к этому течению в иудаизме, живет не для себя, а для своего народа. Так жил и отец Леваева - антиквар Авнер, который помог перебраться в Израиль сотням евреев бывшего Союза. Теперь благотворительный фонд "Ор Авнер" ("Свет Авнера"), созданный сыном в память об отце, открывает по всему миру еврейские школы (только в СНГ их уже более 100), детские сады, бесплатные столовые и синагоги.
Впрочем, наивно думать, что блеск алмазов больше не волнует Леваева. Он отнюдь не романтик. Знающие Леваева люди говорят о его жесткой бизнес-хватке: он привык все контролировать и считать каждую копейку сам. Валерий Морозов, работающий с Леваевым уже 14 лет, утверждает: "С ним тяжело договориться. Но если он дал слово, то никогда его обратно не возьмет. Даже если потом выяснится, что это слово ему невыгодно".
Как и положено олигарху, за Леваевым тянется длинный шлейф слухов. Говорят, например, что особые привилегии в торговле российскими алмазами Леваев получил за то, что помог организовать пришествие на пост главного раввина России Берла Лазара, с которым его связывает давняя дружба. Впрочем, в окружении самого Леваева подобные слухи и о нем, и о его особых связях с высшим российским руководством, отметают с возмущением.
Сам Леваев говорит, что родился под счастливой звездой. При всей рискованности своего бизнеса он до сих пор умудрялся не входить в прямое противоречие ни с российским, ни с израильским законодательством. Недавно на интернет-сайте одного экономического журнала израильтянам предложили выбрать пятерых граждан Израиля, оказывающих наибольшее влияние на экономику страны. Первое место читатели отвели министру финансов Беньямину Нетаньяху. Второе занял Леваев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Реймонд КЛАРК, директор российского представительства компании "Де Бирс":
- Когда-то давно Лев Леваев был клиентом "Де Бирс": он закупал у нас алмазное сырье. Сегодня он важный игрок алмазного рынка, очень профессиональный и успешный диамантер. Те, кто говорит, что Леваев потеснил "Де Бирс" с рынка, неправы: он не является нашим конкурентом, просто мы занимаем разные ниши.
Константин КАПИТОНОВ, журналист-международник:
- Леваев - редкий выходец из бывшего Союза, который нашел себя в Израиле. Репатриантов из стран СНГ там всегда считали людьми второго сорта. Ему пришлось побороться за место под солнцем. И его вынуждены были принять: это человек огромной работоспособности, с очень острым умом, знающий, на какую "лошадь" поставить.
Александр БОРОДА, исполнительный директор Федерации еврейских общин России:
- Леваев - уникальный человек. Он не просто наш спонсор, а друг, товарищ и партнер. Он и зарабатывает для того, чтобы возрождать еврейские традиции и культуру. Это истинно религиозный человек, умный, глубокий и обаятельный.
Досье МН
Лев ЛЕВАЕВ родился 30 июля 1956 г. в Ташкенте в семье бухарских евреев. Дед Леваева за пропаганду еврейских религиозных традиций в 1949 г. был арестован и сослан на 25 лет в Сибирь. Отец заведовал государственным антикварным магазином, оказывал материальную помощь еврейской общине в Узбекистане. В 1971 г. семья Леваевых эмигрировала в Израиль.
Лев Леваев начинал рядовым огранщиком в алмазно-шлифовальной мастерской. Служил в Армии обороны Израиля в частях связи. Позже открыл собственную гранильную мастерскую. В конце 80-х открывает бизнес в Африке, где торгует оружием, нефтью и покупает алмазы. Сегодня Леваеву принадлежат 100 % компании Lev Leviev Group и контрольный пакет холдинга Africa Israel Investments (входят 1700 газозаправочных станций и 173 мини-маркета в США; компании, владеющие недвижимостью в Лондоне, Праге и Москве; компания Gottex по производству купальников). Леваев контролирует 40 % добычи алмазов на крупнейших месторождениях Намибии и ЮАР, 18 % алмазного рудника "Катока" в Анголе и 33 % акций компании, владеющей первым в Израиле платным шоссе.
На нужды ортодоксальных иудеев бывшего СССР Леваев ежегодно тратит до 30 млн. долларов. Является президентом Федерации еврейских общин СНГ и главой "Конгресса бухарских евреев Израиля". Финансирует благотворительные программы движения "Хабад". Журнал "Форбс" оценивает личное состояние Леваева в 2 млрд. долларов.
Живет в Тель-Авиве. Женат, имеет 9 детей."
|