"По большому счету нынешние (и крайне серьезные) проблемы ТНК вызваны жадностью тогдашних акционеров компании из «Альфа-групп». А допрашивать стоило бы не Семена Кукеса, а Михаила Фридмана. Основанием для повторного возбуждения ранее «замятого» уголовного дела послужила информация об уклонении от уплаты налогов при поглощении «Черногорнефти» ТНК. По сути дела налоговые обвинения выдвинуты против Михаила Фридмана, на тот момент 100% ТНК принадлежали консорциуму «Альфа-групп». Как бы то ни было, но сняв с полки пыльное дело, под налоговой патиной сыщики обнаружили куда как более интригующий сюжет – по всему выходит что ТНК (читай «Альфа-групп») захватила «Черногорнефть» нарушив, по крайней мере, несколько статей уголовного кодекса.
История с «Черногорнефтью» довольно старая. В 1998 году у компании, принадлежавшей в тот момент группе «СИДАНКО» (которая в свою очередь входила в холдинг «Интеррос») накопились весьма внушительные долги перед региональными бюджетами. Общая сумма задолженности составляла 180 миллионов рублей. Что по «докризисному» курсу в шесть рублей за доллар, было весьма солидно.
Впрочем, долги были технические. То есть рано или поздно «СИДАНКО» нашла бы деньги для их погашения. «Интеррос» чувствовал себя весьма уверенно и в любой момент был готов помочь своей «дочке». Однако этого не произошло. Точнее не успело произойти. «Черногорнефтью» заинтересовался холдинг «Альфа-групп», и к тому моменту, когда этот интерес стал очевиден, вернуть контроль над компанией не было никакой возможности. А произошло это так.
В середине 98 года на горизонте «Черногорнефти» появляется некий торговый дом ТТД (в СК говорят, что уверенны - это была подставная компания ТНК). Люди из ТТД предлагают руководителю «Черногорнефти» Николаю Смоляру погасить долги компании. Взамен ТТД пожелал получить облигации «Черногорнефти» на те же 180 миллионов. Известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но г-н Смоляр как бы не понимает этого и соглашается на предложение ТТД. Сделка совершается, а уже в июне 98-го ТТД предъявляет облигации к оплате. И на этот раз у «Черногорнефти» был шанс уйти от захвата, но тут грянул банковский кризис, и платить стало нечем.
И тут происходит самый странный момент во всей этой истории. Николай Смоляр подписывает соглашение с ТТД, по которому переводит сумму долга в валюту по докризисному курсу, и еще одно соглашение в котором «Черногорнефть» обязуется расплатиться по обязательствам перед ТТД в рублях, но по курсу на день погашения задолженности! То есть одним росчерком пера, г-н Смоляр увеличивает долг «Черногорнефти» перед ТТД со 180 до 600 миллионов рублей. Ни ошибкой, ни недосмотром это быть не могло. В СК уверенны, что между Смоляром и ТТД имелся предварительный сговор. Опровергнуть эту версию невозможно. Да и не нужно.
Потому что буквально через несколько дней после подписания этих бумаг, ТТД требует расплатиться по обязательствам, и после того как «Черногорнефть» отказывается это сделать, на сцене появляется ТНК и покупает сильно подешевевшую «Черногорнефть».
Правда, не всю, а только контрольный пакет акций. Часть акций компании все еще остается в распоряжении «СИДАНКО».
Само собой никакие «сиданки» ТНК не нужны. «Альфа-групп» не признает партнеров по бизнесу и предпочитает быть единоличным владельцем того или иного предприятия. В итоге проворачивается несколько хитрых схем, в результате которых не только все акции «Черногорнефть» оказываются под контролем ТНК, но и сама группа «СИДАНКО» становится собственностью Михаила Фридмана.
Захватывающе талантливая схема, иллюстрирующая нравы эпохи первоначального накопления капитала. Но есть один «изъян» – изначально схема эта построена на нарушении законов. И эта «досадная» мелочь может стать причиной того, что сделка по приобретению «Черногорнефти» может быть признана недействительной. А ее активные участники, при этом, рискуют отправятся в места не столь отдаленные.
Сегодня работники Следственного комитета стараются не комментировать ход данного дела, однако в приватных беседах отмечают, что никаких причин, для развала дела нет – улик достаточно, доказательная база вполне убедительная.
Другой вопрос, что у нас раньше, да и порой сейчас, случалось всякое. Данное дело (правда, без налоговой составляющей) расследовалось СК несколько лет назад, но странным образом было закрыто. Надо думать, что не без влияния руководителей «Альфа-групп» и ее высоких покровителей. Случится ли так и в этот раз? Будет видно. Хотя политическая конъюнктура радикально изменилась и те «шалости», которые дозволялись нефтяным магнатам пять лет назад сегодня уже не проходят."
|