Американский городок Хьюстон был известен тем, что в нем располагался американский центр управления полетами космических кораблей. Хьюстон вызывал первый американский астронавт, первые люди на Луне, пилоты «Шаттлов».
Теперь в нем разместился другой центр управления. Хьюстон был выбран российской нефтяной компанией ЮКОС в качестве своего нового центра кризисного управления. В настоящее время в Хьюстоне располагается менеджмент компании во главе председателем правления компании Стивеном Тиди и финансовым директором Брюсом Мизамором. А в Хьюстонском суде по делам банкротств время от времени судья Литисия Кларк слушает дело под знаковым названием «ЮКОС против Российской Федерации».
Пока суд идет во всем навстречу ЮКОСу: временным решением судьи Кларк все операции над арестованными активами ЮКОСа приостановлены. Это не помешало властям России провести аукцион по продаже главной добывающей компании ЮКОСа – ОАО «Юганскнефтегаз». Однако решение американского суда вызвало для потенциального покупателя актива сложности с получением кредита на столь крупномасштабную покупку от синдиката западных банков.
Как сообщалось ранее, группа иностранных банков - ABN AMRO, BNP Paribas, Calyon, Deutsche Bank, Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) и J. P. Morgan. – готовила для российского покупателя «Юганскнефтегаза» кредит в объеме $10 млрд. евро. Для западных банков – это очень выгодная сделка. Но вердикт хьюстонского суда сорвал всякую возможность легального предоставления кредита. За оказание финансовой помощи покупателю «Юганскнефтегаза» власти США могли арестовать американские активы банков-кредиторов.
Deutsche Bank, теряя столь выгодный контракт, подал ходатайство в хьюстонский суд с требованием отказать в удовлетворении прошения "ЮКОСа" о начале процедуры банкротства, так как суд в Хьюстоне не имеет юрисдикции над российской компанией. По утверждению представителей немецкого банка, связи ЮКОСа со штатом Техас ничтожны.
Тем не менее, суд определил, что ЮКОС имеет "значительные активы в Южном округе штата Техас". Под «значительными активами» Литисия Кларк имела ввиду следующее: средства на банковских счетах в размере $2 млн, предварительный гонорар адвокатам на сумму в 6 млн долл., депонированный на счете юридической фирмы, которая обслуживает ЮКОС; кроме того, суд учел, что примерно 15% акций ЮКОСа принадлежат институциональным инвесторам из США, а также то обстоятельство, что местом постоянного проживания финансового директора ЮКОСа является г. Хьюстон, штат Техас. ЮКОС аргументировал свою позицию тем, что поскольку его финансовый директор проживал в штате Техас, то именно там принимались существенные финансовые решения ЮКОСа, и, следовательно, Техас являлся одним из мест осуществления деловых операций ЮКОСа. По мнению суда, указанные активы, а также другие связи компании с США создают достаточную основу для признания ЮКОСа подпадающим под его юрисдикцию и Южный округ штата Техас удовлетворяет требованию о территориальной подсудности и является подходящим местом для рассмотрения дела.
Но эта логика явно хромает, что наверняка почувствовали юристы Deutsche Bank. Действительно, получается, что, скажем, гражданин Нигерии, положивший 100 долларов на счет в американском банке и перебравшийся со всей своей семьей в Штаты, может подать в американский суд на свою далекую африканскую родину.
Видимо, понимают это и топ-менеджеры ЮКОСа. Другое дело, если бы в Техасе была какая-нибудь дочерняя компания ЮКОСа – тогда вопрос юрисдикции техасских судов в отношении российской нефтяной компании был бы окончательно снят. Но еще два с половиной года назад ничем таким и не пахло.
Во всяком случае, это в свое время удалось доказать самим юкосовцам. Как сообщает Assoсiated Press, в 2002 году одна компания пыталась здесь же, в Хьюстоне, предъявить ЮКОСу иск в за давнее неоплаченное требование. Истец выбрал Хьюстон для предъявления иска на том основании, что дочерняя компания ЮКОСа «Petroval» отправила как-то в этот город танкер нефти. Адвокатам российской нефтяной компании тогда удалось доказать, что ЮКОС не имеет в Хьюстоне ни офисов, ни служащих – ничего, соответственно юрисдикция хьюстонского суда на компанию не распространяется. Истцу популярно разъяснили, что он обратился не по адресу.
Теперь адвокаты и менеджмент ЮКОСа стараются доказать обратное. Во всяком случае все чаще и чаще от них можно услышать про некую компанию под названием YUKOS USA Inc, зарегистрированную в Хьюстоне, штат Техас.
В открытой печати эта компания впервые всплыла в связи с информацией о переводе под временную опеку суда находящихся в США финансовых средств компании ЮКОС. Под контроль суда переведен 21 из 27 миллионов долларов, которые с декабря прошлого года были помещены на счета компании YUKOS USA Inc. в банке South West Bank of Texas.
Еще раньше эта компания мельком была упомянута в интервью с коммерческим директором ЮКОСа Брюсом Мизамором, которое доступно в ленте новостей по банкротству ЮКОСа, предоставляемой Bankruptcy Creditors' Service (http://bankrupt.com/yukos.txt).
Мизамор, в подтверждение правомочности обращения ЮКОСа в суд штата Техас, приводит любопытные аргументы. В частности, он указывает, что неназванная компания, расположенная за пределами России, перевела в Хьюстон дополнительные $500 тысяч, дабы оплатить связанные с банкротством расходы. Эти полмиллиона долларов, по словам Мизамора, осели на счетах YUKOS USA Inc. Мизамор подчеркивает, что данная компания является «дочкой» ЮКОСа.
Так если эта компания действительно является дочерним предприятием российского нефтяного гиганта, то почему же ее название не фигурировало в решении хьюстонского суда, в части, где подтверждается юрисдикция суда в отношении ЮКОСа? Может быть, вопреки словам Брюса Мизамора, она никак не относится к ЮКОСу, кроме как похожим названием?
Как удалось выяснить ПРАВДЕ.Ру в Департаменте публичных учетных записей Госсекретаря Штата Техас, такая компания действительно существует, и она действительно зарегистрирована в Хьюстоне, штат Техас. Более того, ее директором является Брюс Мизамор, так что его трудно заподозрить в некомпетентности. Но еще более интересно, что YUKOS USA Inc, согласно открытым данным, зарегистрирована 14 декабря 2004 года, то есть за день до подачи ЮКОСом иска в хьюстонский суд по делам банкротств. В России это обычно называется «подставная компания». Причем еще более подставная, чем пресловутая «Байкалфинансгрупп», купившая на аукционе РФФИ «Юганскнефтегаз». «Байкалфинансгрупп» была зарегистрирована аж за две недели до главного в своей жизни события, а не за день, как вышло с YUKOS USA Inc.
Но никаких указаний на реального владельца в полученных нами данных не значилось. Затруднились нам в этом помочь и в секретариате штата. Тогда с просьбой предоставить документальные подтверждения того, что YUKOS USA Inc является дочерней компанией НК "ЮКОС", мы решили обратиться к компании, которая выступила агентом по регистрации YUKOS USA Inc – хьюстонскому отделению CT CORPORATION SYSTEM. В офисе регистратора приняли наш запрос и направили лично Брюсу Мизамору. На момент написания статьи никакой реакции от «самой открытой компании в России» на наш запрос не поступило.
В поисках истины, нам показалось заслуживающим внимания мнение одного эксперта, попросившего нас не называть его имени. «Регистрация поставных компаний за рубежом под названиями, похожими на названия реальных компаний – нормальная практика. Обычно так делают при выводе активов из настоящей компании. Когда названия похожи, не всякий чиновник, тем более иностранный, заметит подвох», - говорит наш собеседник. По его мнению, YUKOS USA Inc, скорее всего, не имеет прямого отношения к НК «ЮКОС», а все маневры с ней связанные – не более чем ловушка для России. Разговоры о том, утверждает эксперт, что YUKOS USA Inc является «дочкой» НК «ЮКОС», а также просьбы представителей российской компании к суду в Хьюстоне взять под опеку средства, находящиеся в YUKOS USA Inc – попытка ввести в заблуждение американское и российское правосудие.
«Мышеловка захлопнется, когда из России хоть кто-то со стороны истца (Российской Федерации), попытается в США наложить арест на счета YUKOS USA Inc, считая, что та действительно относится к российскому ЮКОСу», - говорит эксперт. Тогда, добавляет он, получится, что российская сторона сама подтвердит связь YUKOS USA Inc, зарегистрированной в Хьюстоне, с НК «ЮКОС». После этого у американского суда будут все основания заявлять о том, что его юрисдикция распространяется на российскую компанию, раз это признано российским же истцом.
Версия выглядит логично. И каждое новое упоминание в заявлениях представителей НК "ЮКОСЦ" компании YUKOS USA Inc можно считать подтверждением этой версии. В любом случае, ситуация прояснится, когда Deutsche Bank предъявит доказательства отсутствия юрисдикции ЮКОСа в Техасе. Адвокаты ЮКОСа представят свои аргументы – не исключено, что в них снова всплывет американская «тезка» опальной компании.
|