То, о чем вы сейчас прочитаете, стало особенно актуальным после тревожного сообщения из Индии. Самолет, сопровождавший президента, совершил вынужденную посадку. Что стало истинной причиной ЧП? Насколько безопасны полеты первых лиц государства? ...Еще задолго до нового путинского президентства Борис Березовский, этот “анфан террибль” отечественной политики, не уставал повторять: Путин на второй срок не переизберется. “Как же так? — удивлялись бесчисленные интервьюеры. — Что может помешать его победе?” “Сами узнаете, — загадочно улыбался Березовский в ответ. — Всему свое время”. Этим прогнозам не суждено было сбыться. В очередной (и далеко не последний) раз чутье подвело беглого олигарха. Но что имел он в виду, предсказывая политическую гибель Путина, так и осталось загадкой. У нас есть своя версия этих пророчеств. Сенсационная и очень неожиданная, ведь помешать победе Путина могла лишь... смерть. Оказывается, убрать президента — не такое уж и сложное дело. Его пытались убить как минимум четыре раза. В феврале 2000-го, на похоронах Собчака, спецслужбы сорвали покушение на Путина, которое, по выражению пресс-офицера ФСО, готовилось “не психопатом, а конкретной организацией”. В августе того же года, на саммите СНГ в Ялте, спецслужбы задержали четырех чеченцев и нескольких арабов. Руководитель Службы безопасности Украины сообщил, что они готовили ликвидацию российского президента, а годом позже, в октябре 2001-го, то же самое заявили и азербайджанские спецслужбы. Якобы покушение должно было произойти во время официального визита Путина в Баку, но его успели предотвратить. Подробности этих операций не сообщались. В печать просочились детали лишь последнего, самого таинственного из всех несостоявшихся покушений. В октябре 2003-го по подозрению в терроризме Скотленд-Ярд задержал двоих россиян. Как писала британская “Санди Таймс”, накануне эти люди пришли к Березовскому и предложили свои услуги по устранению Путина. Но Березовский от сделки отказался и сдал прирожденных убийц в полицию. Через пять дней, однако, за неимением улик они были освобождены... В этой загадочной истории вопросов больше, чем ответов. Трудно представить цареубийц, которых так легко выпускают на волю, да и Березовский в роли путинского спасителя выглядит странновато. Особенно, если учесть, что один из горе-ликвидаторов — бывший сотрудник ФСБ Александр Понькин — является давним знакомцем БАБа. В 1998-м, вместе с будущим перебежчиком Александром Литвиненко, провел шумную пресс-конференцию о том, что ФСБ якобы готовит убийство Березовского. Причины того, шестилетней давности спектакля, давно известны. Но зачем олигарху понадобилась провокация новая? Уж не для того ли, чтобы отвести от самого себя подозрения? * * *
С недавних пор я начал бояться летать на самолетах. Точнее, с тех самых, как взялся за это расследование. Нет, я и раньше, конечно, знал, что парк отечественных самолетов изношен, но одно дело — знать отстраненно. И совсем другое — увидеть это своими глазами, ощутить на кончиках пальцев, ведь страх обязательно должен быть осязаем. А что может быть более осязаемо, чем конкретное уголовное дело, из которого явствует: несколько лет подряд на крупнейшем авиаремонтном заводе страны существовала отлаженная преступная схема. Бракованные, некондиционные детали и запчасти ставились на самолеты под видом новых. Каждая такая деталь — это бомба замедленного действия. Она может дать сбой в любую секунду, и тогда катастрофа неминуема. Самое дикое, что на этом же заводе ремонтируется и самолет президента... ...История Внуковского авиаремонтного завода №400 (ВАРЗ) насчитывает уже более 60 лет. Это одно из ведущих предприятий страны, здесь ремонтируется 1/5 всего самолетного парка. Особую важность заводу придает то, что обслуживает он и самолеты, приписанные к президентской авиакомпании “Россия”, в том числе закрепленные за президентом и премьером. ВИП-статус, однако, не всегда гарантия хорошей работы... В начале 2002 года сыщики ОРБ Главного управления МВД по ЦФО получили информацию о том, что на ВАРЗе налажена массовая закупка ворованных деталей. Преступная группа действовала с размахом. В огромном количестве на ВАРЗ поступали детали, украденные с завода-смежника “Рыбинские моторы”. По документам, их якобы поставляли во Внуково различные фирмы, однако все они были обыкновенными прокладками, однодневками, учрежденными под эгидой самого же ВАРЗа. Паспорта и формуляры на детали подделывались, номера перебивались. Выгода схемы было очевидна. “Левый” товар доставался им намного ниже официальной цены, на завод же детали поступали уже по полной стоимости. Такая дешевизна достигалась за счет качества. Деталь попросту вырывалась из производственного цикла. Нередко ее забирали из брака. В воровскую схему оказались вовлечены многие сотрудники ВАРЗа. Во главе же пирамиды стоял зампред совета директоров, фактический владелец завода Юрий Леонов — человек от авиации далекий, скупивший акции ВАРЗа в разгар великого передела. Этакая русская рулетка: рванет — не рванет. Авиация — штука тонкая. Одна бракованная деталь может привести к отказу всего самолета, как это произошло, например, в мае прошлого года. Тогда при вылете “Ил-62” из Петропавловска-Камчатского у самолета отказал четвертый двигатель. Уже потом оказалось, что установленный на ВАРЗе диск 2-й ступени был бракованным. Специалисты определили, что номер диска был перебит, а паспорт имел следы подчистки. Катастрофы не случилось только чудом. В 1988 году при таких же точно обстоятельствах самолет загорелся прямо в воздухе. Из-за разрушения диска судно потеряло управляемость, отказала гидравлика. Эти примеры далеко не единственные. Согласно статистике, в результате некачественного ремонта на ВАРЗе за последние 4 года произошло 34 авиаинцидента. Эта цифра, однако, не учитывает происшествия за рубежом, ведь во Внукове ремонтируются и самолеты иностранных компаний. К лету 2002-го материалов у сыщиков набралось с избытком. К тому моменту они уже знали, что рыбинские “поставщики” приезжают во Внуково с похищенными деталями регулярно (кстати, воровали их под конкретные заказы ВАРЗа). В один из таких вояжей их и решили брать. 23 июля, на подъезде к Внукову, оперативники ЦФО остановили “восьмерку” с ярославскими номерами. В машине находились житель Рыбинска Александр Смирнов и гражданин Украины Валентин Фольверко. В салоне были найдены: 4 сопловых аппарата, 12 игольчатых подшипников, 640 контровок, 24 распылителя для форсунок и т.п. — долго перечислять. Все богатство везлось из Рыбинска на ВАРЗ. “Данные детали и комплектующие, — написали специалисты в акте технического осмотра, — могли быть изъяты из технологического процесса до прохождения технического контроля и приемки”. И еще: “Установка данных деталей может привести к их отказу, к выходу из строя авиадвигателя в полете, к его возгоранию, к разрушению турбин с разрушением фюзеляжа самолета и авиакатастрофе”.
* * *
Мы незаметно привыкли к владычеству контрафакта. Куда ни кинешь взор — кругом одна фальшивка. Водку и минералку разливают на подпольных заводах, прямо из-под крана. Одежду от кутюрье шьют в Китае и Таиланде. Новинки видеорынка появляются на Горбушке раньше, чем они поступают в продажу. Даже аптеки торгуют поддельными таблетками. Авиаремонтная промышленность — это точно такой же бизнес. И глупо было бы надеяться, что власть контрафакта обойдет его стороной. Разница лишь в том, что от фальшивой минералки никто еще не умер, а из-за какого-нибудь бракованного диска могут погибнуть десятки людей... Политическая подоплека обнаружилась в этом деле совершенно внезапно. Несмотря на ворох улик, Следственный комитет при МВД почему-то отказался возбуждать уголовное дело. Первый замначальника СК генерал Зотов недвусмысленно дал понять подчиненным: суетиться не надо. В итоге дело не возбуждалось полгода и появилось лишь после вмешательства первого заместителя генпрокурора в декабре 2002-го. О том, что между владельцами ВАРЗа и Владимиром Рушайло существуют давние отношение, было известно заранее. Когда-то во Внукове, в бытность Рушайло министром, собирали для него самолет. Но появление генерала Зотова — его ставленника и верного вассала — заставило сыщиков взглянуть на происходящее по-новому. А уж когда к тогдашнему начальнику ГУ МВД по ЦФО Сергею Щадрину явился помощник Рушайло генерал Михайлов и настоятельно стал просить “повнимательней” отнестись к этому делу, смутные подозрения обрели вполне конкретные очертания. Свою команду Рушайло держит в кулаке. Невозможно представить, чтобы кто-то из его доверенных людей осмелился играть собственную партию, тем более, когда речь идет о вопросах столь щекотливых. Как мы уже сказали, на ВАРЗе ремонтируются и самолеты президентской авиакомпании “Россия”, включая лайнеры первого лица. А вдруг диск второй ступени — или что-то еще — откажет во время полета Путина? А вдруг самолет не успеют посадить? И вновь — очередное странное совпадение. Именно в 2002 году на головы читателей и зрителей вылился поток телепередач, газетных статей, суть которых сводилась к тому, что в российской авиации творится бардак и катастроф с каждым годом будет все больше. Со стороны это походило на хорошо отрежиссированную пропагандистскую кампанию. Разбейся в разгар той истерии президентский самолет, эта весть никого бы не удивила. Даже напротив, катастрофа выглядела бы вполне логично. Если же учесть, что Борис Березовский традиционно считается крупным специалистом по части пропагандистских кампаний, то сделанные им предсказания (президент не переизберется на второй срок) уже не кажутся такими самонадеянными. На ВАРЗе, конечно, такую возможность категорически отрицают. “Этого не может быть, — говорит директор завода Михаил Морозов, — потому что не может быть никогда. Все детали проходят строжайший контроль”. Но как тогда быть с тем самым злополучным диском, отказавшим в Петропавловске-Камчатском? Он ведь тоже прошел внутризаводской контроль, хотя перебитый номер можно было разглядеть невооруженным глазом. Как быть с остальными примерами, ибо нам известно, что этим скандалы ВАРЗа не ограничиваются. В частности, в июле 2002-го одному из отремонтированных на ВАРЗе самолетов пришлось совершить вынужденную посадку в Германии. В августе того же года обнаружилось, что на другое судно под видом нового был поставлен изношенный двигатель, номера которого не соответствовали паспорту, и покупатели — болгары — устроили скандал. Да и откуда возьмутся на заводе качественные детали — пусть даже для президента, — если четыре года между “Рыбинскими моторами” и ВАРЗом не существовало никаких официальных отношений. Контракт на прямые поставки истек еще в 98-м, хотя, по документам, детали из Рыбинска продолжали исправно поступать во Внуково. (Моторостроители вынуждены были официально объявить, что снимают всякую ответственность за эксплуатацию своих двигателей, побывавших на ВАРЗе.) ...А мы-то, наивные, вечно что-то усложняем, накручиваем. Как, оказывается, это просто. Одна бракованная деталь — и не нужно никаких терактов, снайперов, террористов-смертников. И главное — никто ничего не узнает. Кроме, конечно, истинных организаторов катастрофы. Разумеется, все это лишь наши предположения. Но, по крайней мере, они объясняют многое. И вакханалию, творившуюся на ВАРЗе. И попытки Рушайло защитить откровенных преступников. И прогнозы Березовского. Наконец, организованный им спектакль с покушением на Путина. Борис Абрамович сколько угодно может упражняться в нелюбви к ВВП. Но стоило бы англичанам узнать о его причастности к попытке ликвидации российского президента — между прочим, члена “Большой восьмерки”, — никакой статус беженца олигарху не помог бы. Все, что связано с жизнью правителей, для Британской империи — свято. Надеюсь, что после выхода этого материала Служба безопасности президента организует техническую ревизию всех самолетов ГТК “Россия”, прошедших ремонт на ВАРЗе. (Если уже не организовало. Нам известно, что материалы дела докладывались руководству ФСО.) С остальными, обычными судами сделать это гораздо сложнее. Невозможно ведь выяснить, на какие самолеты пошли нормальные, оставшиеся еще с прежних времен детали, а на какие — контрафактные. Часть “смертоносных” запчастей оперативникам уже удалось изъять непосредственно у авиакомпаний. По доброй воле детали отдавали не все. У одной компании, например, их пришлось отнимать силой: выводить на летное поле ОМОН и задерживать рейс.
* * *
Внуковский скандал — явление, увы, типичное. Эра контрафакта захлестнула авиацию. Если раньше, в советские времена, между авиазаводами и ремонтниками существовала жесткая спайка, кооперация (“Внуково”, например, могло работать только с Рыбинском), то теперь она полностью разрушена. Еще в конце 90-х на “Рыбинских моторах” милиция вскрыла гигантскую схему хищений. Тогда было возбуждено 17 уголовных дел, 24 человека пошли под суд. Детали воровались прямо из цехов. Основная масса шла, конечно, во “Внуково”, но в материалах следствия также фигурировали Ейский и Старорусский авиаремонтные заводы. Как обычно, проводились покупки через фирмы-однодневки. Таких примеров — масса. Не случайно последняя проверка Генпрокуратуры выявила 272 случая отказа систем самолетов, вызванные некачественным ремонтом и установкой некондиционных запчастей. На Самарском авиазаводе, скажем, во время ремонта “Ту-154”, принадлежащем авиакомпании “Ямал”, новые стабилизирующие амортизаторы шасси были заменены на старые, с сорванной резьбой и перебитыми номерами. Не заметь владельцы самолета подмену, катастрофа была бы неминуемой: судно попросту не смогло бы сесть. В августе позапрошлого года прямо в воздухе пополам раскололся гидронасос в другом “Ту-154”, принадлежащем “Оренбургским авиалиниям”. Потеря жидкости вывела из строя второй и третий насосы. Чудом самолет удалось посадить. При разбирательствах выяснилось, что гидронасос был “левым”. Когда же служба гражданской авиации запросила у всех авиакомпаний страны паспорта гидронасосов этой марки, случился шок: из почти 1800 паспортов 250 оказались подделаны. Разумеется, ремонтникам выгоднее скупать детали на стороне — так дешевле. Дешевле и удобнее, потому что при любом ЧП спрашивать будет не с кого. Все претензии к поставщику, фирме-однодневке, какой-нибудь “Чебурашке энд Ко”. А “чебурашки” уже и след простыл, ведь открывали ее по утерянному паспорту. Знают ли в правительстве об этой вакханалии? Понятно, знают. Но беда в том, что за авиацию в целом (и авиаремонт в том числе) отвечает Министерство транспорта. А за авиапром — Министерство промышленности. И в этой бюрократической чехарде теряется суть. — Мы много раз предлагали восстановить кооперацию между авиаремонтом и авиапромышленностью, — признается руководитель Федеральной службы РФ по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько, — в ответ же нас обвиняют в нарушении антимонопольной политики. Но если, не дай Бог, в полете у вас разорвется турбина, вам будет не до законов рынка. К авиации нельзя подходить с общими мерками. Самолет, в отличие от автомобиля, не починишь в гараже. А заводов гражданской авиации — только четырнадцать. Скольким же еще самолетам надо зайти на экстренную посадку, сколько деталей и узлов должно выйти из строя в полете, чтобы правительство наконец обратило внимание на эту вакханалию? Или без человеческих жертв нам никак нельзя, ведь еще в феврале, за полгода до воздушных терактов, тот же Александр Нерадько (тогда он возглавлял Государственную службу гражданской авиации) распорядился установить магнитные рамки во всех аэропортах. Боже, какой сразу поднялся шквал негодования! Негуманно, неудобно, недемократично. Хотя, как говорит Нерадько, лучше 10 минут простоять на морозе, чем лечь в вечную мерзлоту. Что ж, пока гром не грянет, правительство не перекрестится...
* * *
Полтора месяца назад совладельцу ВАРЗа Юрию Леонову было предъявлено обвинение в отмывании незаконно нажитых денежных средств, совершенное организованной группой. По версии следствия, именно Леонов является организатором всего процесса. При обыске сыщики изъяли у него учредительные документы фирм-прокладок, через которые проводились ворованные детали, векселя, выписанные ВАРЗом на эти самые фирмы, а также украинский и израильский паспорта. Леонов и его подельник, отставной военный разведчик Геннадий Ивашкевич, были взяты под стражу, однако через двое суток их пришлось отпустить. Прокуратура ЦФО под надуманным предлогом не согласилась на арест злоумышленников. Продолжает вставлять палки в колеса и Следственный комитет МВД. (Сейчас, например, пытаются заменить следователя: этот попался слишком настойчивый.) Что ж, волшебные чары Рушайло продолжают действовать и после его политической смерти. Почему-то я совершенно уверен, что его отставка с поста секретаря Совбеза напрямую связана с делом ВАРЗа. Самое некогда мощное оружие Березовского опасности для Кремля больше не представляет, точно как змея, у которой вырвали ядовитые зубы. Но и отпускать эту змею на свободу — не в принципах Путина. Потенциальный враг должен постоянно быть на глазах. Так надежнее. Ведь противники Путина давно уже поняли: переделать его невозможно. Его можно только убить.
А БЫЛА ЛИ ПТИЧКА? На носу VIP-самолета должна была остаться кровь, но ее не оказалось
В политических кругах до сих пор обсуждают инцидент с так называемым передовым самолетом, случившийся во время последнего визита Путина в Индию. Сам президент на этом борту никогда не летает, но на нем перемещаются освещающие поездку журналисты центральных СМИ и высокопоставленные члены российской делегации. В этот раз на “Ил-62”, например, присутствовали первые лица: “Рособоронэкспорта” — Чемезов, “Сухого” и “МиГа” — Погосян и Федоров, гендиректор Федерального агентства по атомной энергии Румянцев и глава Внешэкономбанка Дмитриев. И хотя самолет вместо Бангалора удалось посадить в Бомбее, неприятный осадок остался. Очевидцы этого происшествия описывают случившееся по-разному. Одни рассказывают, что примерно минут через сорок после взлета раздался глухой звук, “как если бы выпустили шасси”. Пассажиры удивились — до пункта назначения нужно было лететь еще как минимум часа полтора. Через некоторое время в салоне появились стюардессы, которые разбудили спящих после трудов в Дели журналистов и призвали всех пристегнуться, причем обязательно “туго”. Тут путешественники немного насторожились — обычно инструкции бортпроводниц проходят без этого дополнения. Хотя и сей призыв никакой особой нервозности у привыкших к постоянным перелетам пассажиров “передового” не вызвал — наверняка некоторые припомнили возвращение из последней поездки в Астану. Тогда из-за сильного тумана посадка во “Внуково-2” была не из простых, и стюардессы тоже настаивали на “тугом” пристегивании... “Первым неприятным моментом было то, когда наш самолет, уже, естественно, на земле, окружила цепочка индийцев с автоматами, — поведали нам. — А вторым — когда мы вышли на трап и увидели нос нашего самолета”. Фотографов, решивших немедленно запечатлеть вмятину, представители индийской стороны стали активно отгонять. Версии произошедшего до сих пор разные. Основная — в самолет попала птица. Есть и другая, из области неподтвержденных слухов, — трещина уже имелась. Ее подрихтовали, а потом, уже в полете — либо в нос врезалось пернатое, либо... трещинка просто “поползла”. В любом случае пассажиры благодарны мастерству пилотов — как известно, подобные рейсы обслуживают самые-самые суперпрофи. Кстати, в авиаведомствах официально отказываются как-либо комментировать происшедшее. Ситуацию для “МК” оценил специалист, авиаштурман с 40-летним стажем: — Я видел снимок, который сделали сразу же после приземления самолета, и меня там кое-что удивило: нет следа крови на обтекателе. Если все-таки предположить, что в самолет попала птица, то кровь должна быть. Я три раза сам наблюдал самолеты, в которые попадала птица, и всегда были кровавые следы. Что еще могло произойти? Разрушение в воздухе носового обтекателя, который сделан из пластика. Когда испытывали в 1980-х годах под Киевом самые первые “Русланы”, еще до запуска серии, на одной из машин в результате очень сильной перегрузки как раз обрушился обтекатель, а потом попал в двигатель. Три испытателя с парашютами сумели спастись, а летчики вместе с машиной погибли.
ИЗ ДОСЬЕ “МК” ИНЦИДЕНТЫ С ПРЕЗИДЕНТСКИМИ САМОЛЕТАМИ
5 апреля 2000 г. — самолет Путина, летевший в Мурманск, совершил вынужденную посадку в Санкт-Петербурге из-за нелетной погоды. 5 декабря 2002 г. — “Ил-62”, на борту которого находились члены российской делегации и журналисты, сопровождавшие президента в его азиатском турне, по пути из Бишкека в Москву совершил вынужденную посадку в Актюбинске (Казахстан). Спустя час здесь же приземлился второй лайнер президентского авиапарка. Экипажи самолетов были вынуждены принять решение об экстренной посадке после того, как датчики сообщили о некачественном топливе в бензобаках. 29 сентября 2004 г. — “Ил-96-300ПУ(М)” ГТК “Россия”, проходивший “облетку” (воздушную “обкатку”), не смог совершить взлет в лиссабонском аэропорту из-за столкновения со стаей голубей. По версии руководства ГТК, взлет был отменен из-за повреждения приборной доски. 19 ноября 2004 г. — самолет Путина, совершивший техническую посадку в аэропорту Лиссабона, смог продолжить полет более чем с 3-часовой задержкой из-за вынужденной посадки поблизости испанского авиалайнера. 25 ноября 2004 г. — самолет Путина совершил посадку в амстердамском аэропорту “Схипхол” в условиях густого тумана и практически нулевой видимости. Следовавший за ним самолет с журналистами из-за сложных погодных условий приземлился в Брюсселе."
|