Равнение на хантов
Первые последствия недавнего назначения Владимира Александровича Аверченко главой Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) ощутили на себе сотрудники его территориальных управлений в субъектах Федерации. «При Кошмане, — рассказывает главный инженер одного из них (фамилия имеется в редакции), — мы, не имея бюджетного финансирования, могли зарабатывать сами. Теперь управлениям перекрыли кислород, и почти все сотрудники уволились. Возможно, Владимир Александрович искренне считает, что избавился от ненужной структуры, но тогда он ошибается. У нас работали профессионалы с высшим жилищно-коммунальным образованием. Мы постоянно ездили по местам, помогали муниципалам обслуживать систему ЖКХ, а тут всё рушится».
Читая недавний доклад самого руководителя Госстроя, впору искать верёвку и мыло. «Нарастание износа основных фондов привело к чрезмерно высокой вероятности техногенных и экологических катастроф в городах и населённых пунктах, где живут миллионы людей, работают сотни предприятий. При этом география территорий, которые находятся на грани риска возникновения непредвиденных ситуаций, чреватых серьёзными последствиями, неуклонно расширяется, — сообщил Аверченко участникам выездного заседания работников ЖКХ в Омске. — Снижение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, постоянный дефицит выделяемых средств из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, закономерно ведёт к его старению и ветшанию... Уже сейчас подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд с износом более 70% насчитывает более 90 миллионов квадратных метров».
Куда более оптимистичен был глава агентства тремя месяцами ранее. Тогда он бодро заявил газете «Деловой Урал» (27.07.2004 г.), что к 2010 году агентство планирует «выйти вплотную к показателю 1987 года: к этому сроку Президент России поставил нам задачу выйти на 80 миллионов квадратных метров жилья в год. Будем наращивать объёмы и в дальнейшем — выходить на 145 миллионов квадратных метров в год».
Согласитесь, понять, как нынешнее плачевное положение сочетается с блестящими перспективами, почти невозможно. Ещё менее понятно, как Владимир Александрович планирует исправлять сложившуюся ситуацию. Общие рассуждения насчёт привлечения инвестиций тоже мало что проясняют. На совершенно прямой вопрос корреспондента «Делового Урала», чем же агентство отличилось в плане удвоения ВВП, следует вот такой пассаж: «Работаем. В процессе реформирования частично удалось урегулировать экономические диспропорции и явные кризисные симптомы в отрасли. Частично реализована идея демонополизации. Учимся экономить средства, внедряя приборы учёта и новые ресурсосберегающие технологии. Не за горами время, когда ЖКХ станет самоокупаемым: мы всё более приближаем тарифы к экономически обоснованному уровню».
Совершенно понятно, что произносить подобные речи можно сколько угодно и о чём угодно. Уж кто-кто, а бывший работник горкома КПСС и вице-спикер Госдумы Аверченко в этаких словопрениях поднаторел. Но от главного коммунальщика России мы вправе ожидать более конкретных идей. Впрочем, кое-какой реальный позитив Владимир Александрович «Деловому Уралу» всё же изложил: «Лучше всех состояние инфраструктуры в ХМАО-Югре: здесь износ составляет всего 7,3% сетей... Этот автономный округ — самый реформаторский и инициативный в вопросе реформы ЖКХ... В конкурсе на самый благоустроенный город России мы отдали предпочтение городам Ханты-Мансийского округа — Нижневартовску, Ураю, Когалыму».
Очень интересно! Несомненно, прочие регионы с удовольствием возьмут равнение на Ханты-Мансийск. Но только после того, как милейший Владимир Александрович вдует в их недра хотя бы половину тамошнего газа. В противном случае придётся вспомнить, что строитель и парламентарий — немного разные профессии. И, значит, совершенно необязательно, что специалист по думским речам сможет руководить отраслью во всероссийском масштабе. Тем более что до недавнего времени господин Аверченко отличался главным образом на ниве большой политики.
Он не боролся с «голубыми»
Ещё год назад Владимир Александрович Аверченко был известен в качестве одного из самых колоритных политиков Ростовской области. После успешной работы в Новочеркасском горкоме КПСС он дослужился сперва до вице-мэра Новочеркасска, а потом и до министра экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Одновременно упорно рвался в Государственную думу. Выборы 1995 года он проиграл, но всё же попал в парламент следующего созыва и даже стал вице-спикером. Тогда же его поддержала проправительственная Народная партия, в которую Аверченко немедленно вступил, а также вроде бы представители оппозиционных «яблочников».
С чего вдруг члены столь либеральной организации связались с активистом сугубо патриотической партии, прославившейся главным образом борьбой с секс-меньшинствами? Так народники, они же разные бывают. Например, Владимир Александрович, похоже, ярый либерал. В интервью газете «Город N» он трогательно выступил за российско-штатовскую дружбу, утверждая, что «мы с американцами — одна и та же цивилизация», а «те разногласия, которые между нами имеются, — разногласия небольшие, тактические». Да и насчёт секс-меньшинств: по данным информагентства Regions.ru от 31 мая 2002 года, Аверченко признался, что, хотя НПР и против гомосексуализма, сам он партийные заявления на эту тему «не подписывал».
Что же касается лёгкого склероза насчёт некоторых предвыборных обещаний, в чём Владимира Александровича обвиняли конкуренты, то по сравнению со столь явной толерантностью и симпатиями к нашим заокеанским друзьям это сущая мелочь. Как и голосование за монетизацию льгот, за ввоз ядерных отходов.
Два миллиарда с отравленным сыром
Команду господин Аверченко набрал себе под стать. Самым ярким персонажем в его окружении является заместитель главы агентства Анатолий Попов. Начало биографии этого «коммунальщика» было вполне типичным.
В середине бурных 90-х годов разочаровавшийся в ленинских идеалах бывший секретарь Городищенского райкома ВЛКСМ Волгоградской области перешёл на работу в банк МЕНАТЕП. Как оказалось, место работы было выбрано совершено правильно.
Нет, мы, конечно, не собираемся употреблять гадкие слова типа «прокрутка бюджетных средств», «откат» или «освоение сметы». Однако после дефолта августа 98-го Попов сумел достаточно легко вернуться на государственную службу, успел потрудиться финансовым директором компании «Росвооружение» и заместителем главы Департамента продовольственных ресурсов Москвы. Мало того, расторопный Анатолий Александрович нашёл время ещё и дважды поучаствовать в выборах, баллотируясь то в депутаты Думы, то в волгоградские губернаторы!
Звёздный час Попова настал 14 мая 2001 года, когда его назначили главой федерального предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чечне», а в феврале 2003 года и главой правительства Чечни. И вот тут-то он развернулся во всю свою богатырскую мощь!
О результатах «восстановления» Чечни лучше всего скажут итоги проверки Счётной палаты. Только нецелевого расходования средств обнаружили на 2 с лишним миллиарда за 2003 год и ещё 1,071 миллиарда за два предыдущих года. Приехав на очередной банкет и закусив там парочкой ароматных хачапури, Попов вдруг почувствовал себя плохо. Вскоре в интервью «Российской газете» он заявил о попытке отравления.
Хотя уже на следующий день прокурор Чечни Владимир Кравченко, беседуя с корреспондентом «Известий», опроверг версию об отравлении, проблема была решена. Приставать с прошлыми финансовыми вопросами к «жертве ваххабитов», конечно, было бы политически неграмотно. И всё-таки освобождённый от должности президентом Ахмадом Кадыровым премьер Чечни покинул Грозный.
Сказание о Рустаме
По возвращении Попова взял под крыло Владимир Александрович Аверченко. Поговаривали, что тут имел место телефонный звонок от одного из лидеров чеченской диаспоры Ростова, но это обстоятельство до сих пор не установлено. Тем не менее назначение состоялось. Мало того, добрый экс-вице-спикер не только сделал «прославившегося» в Грозном чиновника своей правой рукой, но ещё и с олимпийским спокойствием смотрел, как тот вместо проблем жилкомхоза занимается своей предвыборной кампанией в губернаторы Волгоградской области. Когда корреспондент местного информационного агентства «Город героев» поинтересовался, почему бывший премьер совмещает работу с агитацией на выборах, недавний функционер Народной партии Аверченко добродушно ответил: «Это политика, я этим не занимаюсь!»
Лишь в октябре 2004 года Попов всё же снял свою кандидатуру. Говорят, что агентству скоро светят неплохие заказы в родной Ичкерии, и пройти мимо их освоения никак невозможно! Остаётся надеяться, что рано или поздно люди в погонах, расследующие многочисленные хищения федеральных средств, выделенных на чеченские нужды, всё-таки установят, куда именно подевались деньги.
Заодно есть шанс, что прояснится история, произошедшая в центре одного из федеральных округов в сентябре-октябре нынешнего года. Неожиданно кабинеты директоров местных строительных фирм посетил чрезвычайно убедительный чеченец по имени Рустам. Представляясь доверенным сотрудником Госстроя, гордый джигит настойчиво предлагал оформить крупный подряд на установку ограждений для 800 местных школ. При реальной сумме работ в 1,5 миллиона рублей подрядчикам предлагалось $200 тысяч (!) при условии 20% «отката» наверх. Можно было рассмотреть и вариант с 280-тысячебаксовой сметой и 50-процентным «откатом». За подпись руководителя агентства Рустам, как говорят злые языки, требовал особой предоплаты, тем самым невольно давая почву для самых разных нелепых слухов.
Надеюсь, что этого самозванца скоро поймают и тогда станет ясно, на кого он работал на самом деле. Кстати, по информации «Газеты.Ру» от 28 июня 2004 года, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям уже изымала из офисов агентства кое-какие интересные документы. Говорят, делами в бывшем Госстрое интересуются и представители организации, где ранее работал нынешний Президент России.
|