В армейской среде еще с советских времен существовало шутливое пособие для начинающих командиров. Состояло оно из трех пунктов. Пункт первый: если тебя критикуют по итогам первого года службы, все недостатки сваливай на прежнего командира. Пункт второй: если тебя критикуют по итогам второго года - объясняй все объективными трудностями. Пункт третий: если тебя критикуют и в третий год, то во всех неудачах виноват уже ты сам. Если следовать этой инструкции, то в сегодняшней ситуации в Вооруженных силах обвинить можно только одного человека - министра обороны. В чем Сергей Иванов, впрочем, самокритично признался вчера на совещании руководящего состава Вооруженных сил. Если следовать букве и духу его доклада, прочитанного в присутствии Верховного главнокомандующего, то в армии главная проблемой по-прежнему является безопасность самой службы. 932 военнослужащих потеряли Вооруженные силы за десять с половиной месяцев текущего года. И лишь 148 относятся к боевым потерям.
Армия небоевых потерь Вчера Сергей Иванов сообщил, что в целом по подчиненным ему войскам за десять с половиной месяцев с.г. 423 военнослужащих погибли при исполнении служебных обязанностей и 509 во внеслужебное время. "Включая погибших в результате преступлений со стороны гражданских лиц", - особо подчеркнул глава военного ведомства. Последнее, действительно, стало настолько серьезной проблемой, что первый заместитель министра генерал-полковник Александр Белоусов вынужден был даже издать специальную директиву по организации безопасности и защите военнослужащих и членов их семей. ( "РК" писал об этом 10 ноября с.г. - см. комментарий "Если бъют - бегите").
Видимо, совсем не случайно Серегей Иванов вчера выдвинул специальный тезис об обепечении безопасности военной службы. Тем более, надо иметь ввиду, что озвученная цифра в тысячу человек "небоевых потерь", по мнению экспертов "РК", уже стала "традиционной для Вооруженных сил". В 2002-2003 гг. общие "небоевые потери" армии и флота составили чуть более 2 тысяч человек. С учетом сокращения численности - "процент крови" прежний. А вот боевые потери удалось сократить. И весьма значительно: 148 погибших против 291 - в 2003 г., 480 - в 2002 г. и 499 - в 2001 г. Главная причина изменения скорбной статистики, по мнению министра обороны в том, что "для выполнения боевых задач все меньше привлекаются солдаты срочной службы, а основной упор командиры делают на подготовленных профессионалов". Дикая дивизия Впрочем, и в самих Вооруженных силах, по словам самого же Сергея Иванова, "уровень преступности продолжает быть недопустимо высоким". В текущем году количество преступлений выросло на пять процентов: с 10849 в 2003 г. до 11624 (за десять месяцев года нынешнего). За различные преступления осуждено 6140 военнослужащих. 807 из них - офицеры. По штату - это практически развернутая дивизия. Отметим, что пятипроцентный рост преступности взят в сравнении с прошлым годом. Но ведь и в прошлом году, как сообщил "РК" главный военный прокурор Александр Савенков, рост составил 10 процентов по сравнению с 2002 г. В целом же, по мнению наших источников в органах военной юстиции, общий рост преступлений в Вооруженных силах за минувшее пятилетие превзошел пятьдесят процентов. При этом сами Вооруженных силы были сокращены практически вдвое. Таким образом, если брать цифры в соотношении на действующих военнослужащих, то преступность " в погонах" за 5 лет выросла, как минимум, вдвое. В криминальную тройку "лидеров" с традиционными неуставными взаимоотношениями и преступлениями против жизни и здоровья впервые вошли преступления против собственности. По итогам только первого квартала текущего года в войсках было совершено почти 600 подобных преступлений. И именно они, по данным орнанов военной юстиции, дают наиболее существенный рост: хищения военного имущества и выделенных на оборонные нужды бюджетных средств - рост более 25 процентов, кражи (рост более 21 проццента) и корыстное злоупотребление служебными полномочиями (рост почти 35 процентов). Фигурантами по последним делам являются, как правило, старшие и высшие офицеры, то есть генералы. О самом громком деле этого года рассказал сам министр. "В настоящее время возбуждено уголовное дело на основании материалов работы Финансовой инспекции Минобороны, которая вскрыла нарушения финансово-экономической и хозяйственной деятельности Главного военно-медицинского управления, в результате которых причинен ущерб на сумму 26,8 млн. рублей, в основном за счет завышения стоимости приобретаемого медицинского оборудования и имущества", - сообщил Сергей Иванов. Оборотная сторона реформы
В кулурах совещания генералы однозначно связывали рост преступности в войсках с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. "Пики преступности в Вооруженных силах приходились на 1955-56 годы и 1960-62 годы, когда происходили масштабные сокращения. Именно в эти периоды снижалась функциональная деятельность офицерского и сержантского состава, падал престиж военной службы и в целом разрушался воинский правопорядок", - пояснил "РК" один из предствителей Генштаба.
Увы, восстановить престиж и авторитет службы пока не удается. По-прежнему каждая третья офицерская семья живет за "чертой бедности", около 150 тысяч семей военнослужащих не имеют жилья. А обещанного и даже законодательно зафиксированного повышения денежного довольствия военнослужащие ждут третий год. "При этом рост индекса цен в период с 2003 до конца 2005 года (на следующий год повышение тоже не предусмотрено. - Прим. авт.) составит по прогнозам примерно 25 процентов. В итоге настолько же ухудшится и материальное положение основной массы военнослужащих", - признался Сергей Иванов. Но если бы проблемы были только на "социальном фронте". В войсках по-прежнему низок уровень и боевой подготовки. Даже в частях постоянной готовности, которые по определению президента РФ Владимира Путина, должны стать "костяком и главной ударной силой нашей армии", не удалось добиться качественного повышения боевого потенциала. Предъявляемым требованиям, по словам министра, соответствуют лишь 64 процента от общего количества таких частей. Напомним, что в прошлом году "предъявляемым требованиям" соответствовали 62 процента частей и соединений постоянного готовности. Что такое двухпроцентный рост, судить очень трудно. Но главный вопрос остается: если части постоянной готовности, при всем особом внимании к ним, "готовы" лишь на 64 процента, то каков же уровень боеготовности линейных частей?
Подверстка-
"К концу 2005 года необходимо полностью привести состав, структуру и численность войск в соответствии с характером и направленностью существующих и прогнозируемых угроз", - такую задачу поставил Владимир Путин, выступая вчера на совещании в Минобороны. Следующими задачами, по словам президента, должны стать оснащение войск новым вооружением и военной техникой, а также развитие системы социального обеспечения в армии и реализация программы накопительно-ипотечной системы. Главковерх также подчеркнул, что существенные решения были приняты в сфере оснащения войск новыми видами вооружения и военной техники. В качестве положительного примера он назвал "работу над базовым вариантом ракетного комплекса Сухопутных войск, создание нового поколения стрелкового оружия, средств индивидуальной защиты, а также успешное проведение очередных испытаний морской ракетно-ядерной системы".
В 2005 г. Вооруженные силы получат: - 4 ракеты стратегического назначения - 9 космических аппаратов - 5 ракет-носителей - 2 пусковые установки ракетного комплекса "Искандер-М" - 17 танков Т-90 - 92 бронетранспортера - 2 новых корабля - 1 новый и 1 отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160 - 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ В 2005 г. в Вооруженных силах будут сформированы новые соединния - а миротворческая бригада (под Самарой) и две горнострелковые бригады (Дагестан и Карачаево-Черсесия) . № 417 2004-11-18
|