Торговые и промышленные компании почти сравнялись по масштабам бизнеса
С начала 1990-х в развитии российского предпринимательства прослеживаются две основные тенденции. Одна связана со становлением компаний с нуля. Многие торгово-посреднические кооперативы и фирмы-однодневки стали официальными дилерами зарубежных фирм. Самые жизнеспособные выросли в дистрибьюторов, обзавелись собственными розничными сетями и производствами. Будучи изначально закрытыми товариществами нескольких партнеров, они ими же и остались — формы ООО и ЗАО доказали свою эффективность. В то время как «открытые» проекты по привлечению денег населения либо оказывались мошенничеством, либо проваливались. Другой параллельный процесс — преобразование в частные компании предприятий бывшей советской промышленности. Старые заводы в одночасье превратились в открытые акционерные общества с тысячами мелких совладельцев, то есть формально стали публичными компаниями — только не по коммерческим, а скорее по идеологическим соображениям. Но для решительной модернизации устаревших производств совершенно необходимо сосредоточить собственность в руках одной сплоченной команды. Так появилась вторая большая группа непубличных российских компаний. В рейтинге Forbes обе группы сведены воедино. По масштабам бизнеса «новые торговые» и «старые промышленные» компании уже почти сравнялись. В списке их примерно поровну (см. диаграмму). Иногда их уже не различишь по названиям и не сразу поймешь, к торговле или промышленности нужно отнести ту или иную группу. Еще труднее узнать, насколько прибыльна закрытая компания и есть ли у нее возможно¬сти дальнейшего развития без привлечения новых партнеров или выхода на биржу. Ясно одно: закрытые компании играют важнейшую роль в российской экономике, и, до тех пор пока фондовый рынок будет оставаться в нынешнем плачевном состоянии, их роль будет только возрастать. Александр Малютин FORBES
Как мы считали
В список включены частные компании, чьи акции не присутствуют на фондовом рынке. Это закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью; также учитывались открытые акционерные общества, чьи акции полностью принадлежат одной или нескольким (до Ю) группам владельцев. В список не вошли банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и прочие финансовые компании ввиду существенных отличий их от промышленных и торговых компаний в том, что касается бизнеса и бухгалтерского учета. За основу для оценки выручки в 2003 году принимались сведения, официально предоставленные Forbes самими компаниями — кандидатами в список. Также использованы: данные с сервера раскрытия информации
Федеральной службы по финансовому регулированию; информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс». Данные по группам компаний, не предоставившим консолидированную отчетность, суммировались. Сведения по ряду компаний сверялись с данными о внешнеэкономической деятельности, предоставленными агентством «Анализ ВЭД», и оценками аналитиков по разным секторам рынка. Если в качестве итоговой цифры взята расчетная оценка — при отсутствии официальной информации, она помечена в таблице литерой «е» (estimated). Сведения о численности персонала предоставлены самими компаниями и консалтинговой компанией Begin Group. Данные о выручке округлены до двух значащих цифр, данные о численности — до сотни человек.
Кто впереди
Львиная доля в рейтинге досталась тем кто производит и продает потребительские товары

ПОЛНЫЙ СПИСОК КОМПАНИЙ
|