Подозрительно было уже то, что идея встречи возникла внезапно и визит готовился в явной спешке. Еще накануне дня приезда Эдуарда Росселя в челябинской администрации не знали куда ступит нога губернаторов. Да и видимого повода для посещения соседней территории у Эдуарда Эргартовича не было: в Челябинске ничего не запускали, не отмечали и не чествовали. А экскурсия по городу, которую пришлось экстренно организовать для Росселя, - не серьезный повод для встречи двух занятых руководителей региона.
Заметили обозреватели и то, что Эдуард Россель сам попросил Пера Сумина пригласить его в гости и сделал это сразу после визита в Москву, где свердловский губернатор встречался с председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым. Видимо, глава российского правительства что-то настоятельно порекомендовал свердловкому губернатору, так настоятельно, что Россель тут же поехал общаться с Петром Суминым.
Вообще-то Россель и Сумин никогда не были близкими друзьями. Между руководителями двух соседних уральских регионов были особые отношения. Мягко говоря не простые. Ссорил их чаще всего комплекс «столичности»: 1,5-миллионный Екатеринбург хронически грезит о лаврах третьей российской столицы, а миллионный Челябинск все норовит отобрать у северного соседа статус столицы Урала. Причем в последние годы Челябинск явно догоняет соседа: по итогам первого полугодия 2004 года этот регион по большинству ключевых показателей, отражающих рост социально-экономического развития, обогнал Средний Урал.
Но в начале этого года губернаторские амбиции достигли апогея. Петр Сумин публично достаточно резко высказался в отношении захватнической политики Росселя, предложившего объединить под его началом Курганскую, Свердловскую и Челябинскую области. То есть под крылом Екатеринбурга создать единый мощный субъект российской федерации. Весь апрель критика в адрес Росселя, порой граничащая с натуральными оскорблениями, велась как со страниц челябинских газет, так и из уст высокопоставленных персон. Жаловаться на политические аппетиты Росселя курганский и челябинский губернаторы ездили в Москву.
Из Кремля свердловского захватчика одернули, он перестал в открытую пропагандировать свою идею объединения. Но состояние ни войны, ни мира все равно продолжалось несколько месяцев. Во время нынешнего путешествия в Челябинск фактически произошло публичное покаяние Росселя. Правда, звучало оно по-барски высокомерно: «Живите спокойно», - с улыбкой разрешил челябинцам Россель. Но свою позицию свердловский губернатор журналиста все-таки объяснил еще раз: «В России много субъектов - это однозначно. Возьмите Индию. Там живет более миллиарда человек и там 20 субъектов. В России 142 миллиона и 89 субъектов. Вместе в Свердловской и Челябинской областях живут больше восьми миллионов. У вас консолидированный бюджет составляет 30 миллиардов рублей, у нас - 45. Вместе 75. Хороший бюджет получается. Но еще раз скажу: эта идея требует серьезного изучения».
Впрочем, помимо версии паломничества Росселя за индульгенцией, уральские политологи высказывают и другие предположения о загадочной встрече соседей. В частности, говорится о том, что губернаторы за закрытыми дверями шептались об отношении к бюджету федерации на будущий год. . И в Челябинске, и в Екатеринбурге уже спрогнозировали, во сколько обойдется бюджетам областей затеянная Москвой монетизация льгот, и сейчас неплохо было бы договориться о совместных действиях по защите региональных финансов.
Как бы то ни было, но примирение глав двух крупных регионов состоялось и уральские губернаторы публично продемонстрировали готовность дружить. Вот только против кого или за чьи интересы – покажет будущее.
|