Краевая прокуратура 25 августа возбудила уголовное дело в отношении спикера Краснодарской гордумы Александра Кирюшина. Обвиняют его в том, что по так называемым распределительным письмам, которые тот подписывал, значительные суммы местных налоговых платежей уходили не в городской бюджет, а зачислялись на счета различных коммерческих структур. Между тем по уставу Краснодара решение о направлении этих средств на те или иные нужды должно приниматься депутатами, а не лично спикером (и по совместительству заместителем мэра) Кирюшиным. Как заявил прокурор Шаповалов, г-н Кирюшин был вызван на допрос в прокуратуру края, где и был уведомлен о возбуждении против него уголовного дела. Испугавшись возможного заключения под стражу, Александр Кирюшин, по версии правоохранительных органов, ударил следователя и сбил с ног милиционеров. Выбежав из здания краевой прокуратуры, Кирюшин, человек отнюдь не субтильный, ловко перемахнул через высокий турникет и скрылся на служебном автомобиле, развившем высокую скорость. По словам представителей прокуратуры, при этом едва не случилось ДТП.
Сам Кирюшин на следующий день срывающимся от волнения голосом заявил журналистам, что все это ложь: «Посмотрите на меня, во мне больше ста килограммов весу. Разве я мог, как молодой козлик, перепрыгнуть через турникет высотой более метра и убежать?! Я просто отказался отвечать на вопросы, положил на стол следователю постановление, подписанное моим адвокатом, и удалился. Напоследок следователь мне сказал: «Вы об этом очень пожалеете».
В знак протеста против оказываемого на него давления г-н Кирюшин решил начать голодовку – и не где-нибудь, а прямо на рабочем месте, для чего забаррикадировался в своем кабинете в городской мэрии. Но в тот же день семь работников краевой прокуратуры, возглавляемые все тем же г-ном Шаповаловым, ворвались в кабинет и после недолгой, но ожесточенной борьбы скрутили председателя городской Думы и надели на него наручники.
Однако глава городского самоуправления и не думал сдаваться. На помощь Александру Кирюшину пришли депутаты городской Думы Нина Шишкина и Виталий Шнуренко, выходцы из анпиловской «Трудовой Кубани». Вместе с операторами муниципального канала «Краснодар» они заблокировали работников прокуратуры в кабинете, требуя освободить председателя городской Думы. Со всех этажей к кабинету стали подтягиваться другие депутаты и клерки, среди которых вдруг оказалось немало крепышей в черных майках с надписями «Боевое самбо».
Приободрившийся Кирюшин требовал освободить его от оков, проклинал губернатора Ткачева и поминал 37-й год. Вся сцена напоминала классическое полотно художника Иогансона «Допрос коммуниста». Сотрудники прокуратуры отказались от попыток вывести спикера из кабинета самостоятельно и вызвали подкрепление. Более 70 милиционеров вошли в здание мэрии, но в кабинет не были пропущены ее работниками, которые скандировали «Позор силовикам!», «Позор ткачевскому произволу!».
Арест председателя гордумы фактически шел по местному телевидению в прямом эфире. К мэрии стали подтягиваться заинтересовавшиеся событиями горожане. Александр Кирюшин вдруг упал без чувств и был вынесен шестью депутатами городской Думы на носилках. И вскоре его доставили в городскую больницу с подозрением на инфаркт миокарда. Однако уже вечером он был перевезен в изолятор временного содержания, где уже находился один из арестованных заместителей мэра Николая Приза Павел Вертлиб (о его аресте и конфликте губернатора с мэром «НИ» писали в номере от 19 августа).
Тем временем все четыре руководителя городских округов написали заявления об отставке. Спешно подыскивают новые места работы и многие рядовые чиновники. Последние месяцы информационной войны между губернатором и мэром, во время которой использовались все мыслимые и немыслимые виды «черного пиара», включая выступление в защиту мэра юных гомосексуалистов, окончательно запутали политическую обстановку. Горожане недоумевают: почему Николай Приз, еще недавно восславляемый губернатором как лучший руководитель муниципального образования края, вдруг превратился в исчадие ада? Ситуацию осложняет таинственная отставка краевого прокурора Владимира Ульянова, занимавшего в отношении краевой власти весьма независимую позицию. Молчит и экс-губернатор Николай Кондратенко, влияние которого на политическую жизнь края остается весьма существенным.
Город бурлит и митингует. Пенсионеры, вышедшие в субботу на улицы, уверены, что в стране начались репрессии против коммунистов. Однако многие горожане считают, что всему происходящему есть чисто экономическое объяснение. Дело в том, что краевые и городские власти не смогли прийти к консенсусу относительно дележа муниципальной собственности. А оценивается она не менее чем в полмиллиарда долларов.
|