В четверг правительство в третий раз с начала года попыталось принять прогноз социально-экономического развития России на 2005–2007 годы. На этот раз документ одобрен в целом и отправлен на доработку. Но в ходе обсуждения министр экономического развития и торговли Герман Греф снова попал под огонь критики премьер-министра.
По словам Грефа, экономический рост в текущем году будет в диапазоне от 6,7 до 7,1% – в зависимости от внешней конъюнктуры. Министр отметил, что эффект от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры скрадывается внутренними негативными факторами. Во втором полугодии вероятна пауза в росте промышленного производства. Наверняка скажутся на итогах года и последствия банковского кризиса, (которого, по уверению Банка России, не было, а по мнению Грефа – он был).
В итоге Греф заявил, что структура и эффективность промпроизводства в России не позволят России в ближайшие годы выйти за пределы роста 7–7,1%.
Такой приговор подчиненного не устроил Михаила Фрадкова. Премьер выразил недовольство тем, что даже показатели, содержащиеся в оптимистичном прогнозе Минэкономразвития, «не являются ориентирующими на выполнение поставленных задач, которые перед нами не кто-то, а сам президент поставил». То есть на удвоение ВВП.
Меры по увеличению темпов роста экономики, предложенные министром: смена лидеров роста рынка, снижение роли нефтегазового сектора – премьер тоже не одобрил. «Пока я понял только, что отступать дальше некуда. Попытка построить осмысленную экономическую политику есть, но она все-таки полна деклараций. Я лишен возможности сориентировать правительство на конкретику», – ругался Фрадков. Он добавил, что пора «копнуть в несколько штыков», а прогноз Грефа «пока только щупает». Герман Греф согласен разделить ответственность за невозможность удвоения ВВП с коллегами по кабинету.
«В таком случае надо пощупать каждого министра», – нашелся Греф. «И пощупаем! Мы для этого и проводили административную реформу, чтобы каждый министр понял безысходность ситуации», – ответил премьер.
Ощупывание грозит членам кабинета потерей кресел. Премьер сообщил, что думает над тем, чтобы «менять членов правительства». Все испуганно зашептались, а Фрадков добавил: «Друг на друга». По его мнению, это единственный способ оторвать министров от учебников экономики и заставить их «поглядеть в окно».
«Нужно кольнуть себя иголкой в одно место и начать активно работать», – наставлял премьер-министр подчиненных.
Активную работу премьер понимает по-своему. Оказалось, что структурные реформы, о которых говорил Греф, к активной работе имеют отдаленное отношение. Фрадков же предложил просто взять и записать в прогнозе на 2005 год рост ВВП не 6,3%, а 7,5%. И «тогда сама жизнь заставит исполнять» документ.
Как оказалось, энтузиазм премьера не разделяет не только Герман Греф, но и министр финансов Алексей Кудрин. Он поддержал тезисы Грефа о том, что единственный способ выйти на удвоение ВВП – провести экономические реформы. А это – дело не одного года.
Кудрин считает, что в первую очередь необходимы четыре реформы – в сфере ЖКХ, электроэнергетики, транспортной и газовой отраслях.
Министр посоветовал премьер-министру взять эти вопросы под личный контроль, особенно – реформу в газовой энергетике, поскольку планы по реформированию «Газпрома» уже нарушены, а правительство никак не приступит к реформированию газовой отрасли.
Но у Михаила Фрадкова, похоже, своя точка зрения. Структурные реформы у него не в почете. Мало того, что не начинается реформа в газовой отрасли, при новом премьере фактически остановилась реформа электроэнергетики. И есть все шансы на то, что она вообще не будет завершена.
Убедить премьера в необходимости скорейшего проведения реформ не удалось и в этот четверг. По его словам, путь реформ долгий и «неконкретный», а отчитываться перед президентом придется уже через полтора года. Но проект прогноза социально-экономического развития России на 2005–2007 годы все же в целом одобрен. «Я вынужден согласиться с этими показателями (6,3% рост ВВП в 2005 году. – «Газета.Ru»). И я иду на это потому, что знаю – цифры все равно будут больше», – заявил Фрадков и трижды постучал по деревянному столу.
|