Основанный в 1983 г. екатеринбургский пивной завод “Патра” – один из крупнейших на Урале. По сообщению “Интерфакса”, в первом полугодии этого года компания выпустила 3,7 млн декалитров пива. По данным маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, весной этого года ОАО “Патра” контролировало около 0,6% пивного рынка страны – примерно столько же, сколько тверской завод “Афанасий” или Останкинский пивзавод. ЗАО “Пивоваренный концерн “Патра”, близкому к менеджменту предприятия, принадлежит 50,56% его акций. Еще 25,5% осенью 2003 г. у местного отделения РФФИ приобрела компания RedkaufInvest. Около 24% акций компании принадлежит структурам, близким к компании SUN.
--------------------------------------------------------------------------------
С тех пор как “Альфа” объявила о покупке первого актива в пивной индустрии — 15,8% второй по доле рынка пивной компании в России SUN Interbrew, — не прошло и двух недель, а вчера президент “Альфа-Эко” Александр Савин рассказал “Ведомостям” о новой сделке. По его словам, структуры “Альфы” приобрели “определенный пакет акций “Патры”. Раскрыть величину этого пакета и сумму сделки Савин отказался, но пояснил, что между “Альфой” и прежними владельцами “Патры” заключено некое соглашение о стратегическом развитии предприятия, по которому они передали управление заводом представителям инвестгруппы.
Вчера же руководство “Альфа-Эко” объявило о том, что 20 июля собрание акционеров “Патры” переизбрало совет директоров компании и назначило директором предприятия представителя “Альфы” Александра Малаха. В пресс-релизе компании говорится, что в компании проведена реструктуризация менеджмента с “целью внедрения современных методов корпоративной организации и управления компании”.
Впрочем, информагентство “Интерфакс-Урал” утверждает со ссылкой на руководителя пресс-центра “Патры” Сергея Салыгина, что принадлежащее бывшим менеджерам компании ЗАО “Пивоваренный концерн “Патра” продало 50,56% акций завода группе новых акционеров. По словам Салыгина, которые приводит портал Союза пивоваров, по мере роста инвестиций в компанию будет увеличиваться пакет акций “Альфы”.
По оценке аналитика Объединенной финансовой группы Алексея Кривошапко, контроль над “Патрой” мог обойтись “Альфе” не более чем в $25 млн.
Менеджеры “Патры” давно искали покупателя на свой актив. В начале года они поручили поиск партнера инвесткомпании “Атон”, которая предлагала выкупить контрольный пакет акций завода “Пивоварням Ивана Таранова” и миноритарию завода, индийской группе SUN. Однако, по рассказу представителей “Атона”, около двух месяцев назад клиент отказался от сделки.
Для “Альфы” покупка “Патры” стала бы большой удачей, считают аналитики. “[Если информация о владении "Альфы-Эко" окажется правдой], то банкиров можно поздравить, ведь менеджеры SUN несколько лет безуспешно пытались договориться о выкупе контрольного пакета предприятия, но им это никак не удавалось”, — говорит старший аналитик ФК “УралСиб” (“НИКойл”) Марат Ибрагимов.
Контроль над уральским заводом, по мнению аналитиков, может пригодиться “Альфе” на переговорах с SUN Interbrew. “Они могли бы попытаться обменять контроль над "Патрой" на дополнительный пакет в индийско-бельгийской компании”, — рассуждает Кривошапко. С его выводом согласна аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина. Однако Кривошапко сомневается, что акционеры SUN Interbrew согласятся уменьшить свои доли в компании ради екатеринбургской пивоварни. “У них и так есть очень крупное производство в Перми. Акции SUN Interbrew — это последнее, с чем компания будет расставаться, гораздо проще будет просто выкупить завод за деньги”, — говорит аналитик.
Представитель группы SUN вчера отказался комментировать ситуацию вокруг “Патры”, сославшись на то, что находится в отпуске.
Аналитики полагают, что “Патра” не последнее приобретение “Альфы” в пивной отрасли, и делятся прогнозами, что может стать следующим активом. Кривошапко считает, что банкиры могут продолжить выкупать независимые предприятия, например Иркутский пивоваренный завод, владивостокскую “Пивоиндустрию Приморья” или Барнаульский пивзавод. Каждое из этих предприятий рассчитано на выпуск примерно 10 млн декалитров пива, а их покупка могла бы обойтись в $30-40 млн. Логично, продолжает Кривошапко, если эти активы банкиры попытаются внести в SUN Intrbrew в обмен на долю в уставном капитале компании. “Другой вопрос, а нужно ли это SUN Interbrew”, — задается вопросом эксперт.
|