К такому печальному выводу нельзя не прийти, если вникнуть в ситуацию с творческими мастерскими, которая возникла в Петербурге. Впрочем, горожанам, не искушенным в тонкостях художественной, а главное, административной жизни, может показаться, судя по чиновничьим выступлениям на ТВ, что, наоборот, - власть все делает для художников, и даже готова, чтобы они приватизировали мастерские и жили там припеваючи. В чем же проблема?
Территория творчества
В городе существует около двух тысяч творческих мастерских. Это не только «приют вдохновения», а рабочее место. Понятно, что в тесную квартиру не перенесешь скульптуру, десятки картин, керамические печи. Так что если художника лишить мастерской, то и работать ему будет негде. Мастерские всегда давались в аренду, и если творец умирал, они переходили к другим художникам. Весь этот механизм работал на основании Закона «О фонде творческих мастерских», принятого ЗакСом в 1998 году. Художник вносил арендную плату, которая исчислялась с учетом социального коэффициента и, конечно, была ниже, чем у коммерческих структур.
Под мастерские художникам отдавали нежилой фонд, на содержание которого у государства не было денег: полуразрушенные подвалы и чердаки, расположенные в старой части города. Мастера на собственные средства приводили их в божеский вид, ну а теперь недвижимость в центре стоит бешеных денег и стала лакомым куском. Видимо, власти решили, что, продав мастерские, получат прибавку в городскую казну.
В тайне
В конце июня в Интернете художники выловили информацию, что должны оплатить мастерские на пять лет вперед. Коэффициент социальной значимости отменяется. По слухам, мастерские выставляются на торги. Решение о предварительной оплате было принято на совещании 15 июня, которое проводил вице-губернатор Тарасов и на котором присутствовала председатель Комитета по культуре Кущенкова. Тогда было поручено Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) подготовить проект распоряжения правительства о приватизации фонда творческих мастерских. В этот же день появилось соответствующее распоряжение КУГИ, впрочем, охватывающее более широкий круг задач: «О приватизации... гаражей индивидуального пользования и творческих мастерских». Так что мастерские приравняли к гаражам.
Митинг
Выяснив, что они могут лишиться рабочих мест, художники 30 июня вышли на митинг к ЗакСу. Страстные лозунги гласили: «Холсты художников - на портянки мэрии!», «Новая власть - новые гонения на искусство!». К художникам вышли несколько депутатов - Андреев, Риммер, Евдокимова, Амосов, они пообещали поддержку и, действительно, направили протестующее письмо губернатору.
Окончательное решение по мастерским отложено на октябрь. Но художники не расслабляются, написано письмо Путину. А на экранах ТВ появилась губернатор с заверениями, что горячо любит мастеров искусств и не даст их в обиду. Тарасов также заявил, что все делается для самих же художников ради их пользы: они могут приватизировать мастерские. Но даже на оплату аренды на пять лет вперед у большинства средств нет, тем более что сумма возрастает, а работы у художников в Петербурге - мало. Насчет же продажи никто не называет цифры, но нетрудно прикинуть, сколько может стоить помещение в центре города. Явно, что счет идет на десятки тысяч долларов.
Кстати, к некоторым художникам уже приходили «люди в золотых цепях», которые очень быстро «просекли» ситуацию. Для них, правда, есть одна неприятность: покупатель должен приобрести помещение «с обременением», обременение - это и есть художник. Трудно поверить, что коммерсант, вбухавший не один десяток тысяч «зеленых», будет лелеять под крылышком художника. Способы выкуривания существуют разнообразные...
Беленькие и черненькие
Даже если сами художники приватизируют мастерские, новому поколению рассчитывать уже будет не на что. В том-то и ценность принадлежащих фонду мастерских, что это пространство для творчества и для новых поколений. Если его уничтожат, то перспективы растить профессионалов не станет. В городе останутся лишь ремесленники, раскрашивающие матрешек или картинки на потребу иностранцам. Питер станет городом сувенирщиков.
Во всех документах присутствует пункт, согласно которому не будут трогать мастерские «особо значимых художников». Что это значит, каковы критерии? Как в советское время, когда лелеяли «заслуженных и народных», многие из которых сделали карьеру на прославлении власти?
...Никто не спорит, что необходимо провести ревизию всех мастерских, она уже идет, и выявлено 12 адресов, где мастерские сдаются в аренду коммерсантам, где организованы какие-то цеха, а по некоторым сведениям, чуть ли не бордели. Ясно, что у этих «художников» мастерские отберут, им грозит исключение из Союза.
Вина многих мастеров в том, что они постоянно затягивали с оплатой аренды, недоимка только по Адмиралтейскому району - 1,5 млн рублей. Сейчас деньги стали вносить.
|