В Минкульте с нетерпением ожидают правительственного постановления, которое окончательно легализует деятельность структурного подразделения министерства – Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, образованной указом президента от 22 мая этого года. Авторство столь витиеватого названия принадлежит первому заместителю министра культуры и массовых коммуникаций Леониду Надирову, который в свое время поведал обозревателю «НГ», что СМИ для него наряду с памятниками старины такое же культурное наследие, которое необходимо строго охранять.
По замыслу, Федеральная служба должна отслеживать не только перемещение культурных ценностей, но и регистрировать СМИ (что ранее отдано было Минюсту), выдавать им лицензии, а также контролировать их деятельность на предмет соответствия действующему законодательству. В Минюсте отъем так и не реализованных функций по регистрации СМИ связывают с влиянием бывшего главы Минпечати Михаила Лесина, пришедшего работать в президентскую администрацию.
Между тем уже при предварительной «проработке» кадровых вопросов выяснилось, что у двух ведомств совершенно разные представления о принципах разделения функций. В Минкультуры предполагали, что регистрация должна сводиться к чисто технической работе по ведению реестра СМИ (и были готовы выделить под это четыре штатные единицы из бывшего центрального аппарата Минпечати плюс полсотни, попавших под сокращение в регионах). В Минюсте, ссылаясь на закон о СМИ, ставили вопрос шире: здесь были убеждены, что функции по регистрации СМИ подразумевают еще и контрольно-надзорные во всех возможных проявлениях. От анализа «продукции» и проверок редакций СМИ до вынесения предупреждений, составления протоколов об административных правонарушениях и обращения в суд с требованием приостановления деятельности провинившейся редакции. А этим в Минпечати занималось целое контрольное управление. Президентский же указ, поделивший функции, столь актуальные вопросы вообще не регламентировал. Так что они естественным образом стали объектом ведомственного лоббирования.
По словам высокопоставленного чиновника из Минкульта, на должность начальника новой структуры рассматриваются несколько кандидатур. В том числе кандидатура нынешнего шефа департамента лицензионной работы министерства Бориса Боярскова, а также заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрея Романченко. Первый, по некоторым данным, – человек Надирова, второй – креатура Сеславинского. По словам моего собеседника, против Боярскова может сыграть то обстоятельство, что он выходец из банка «Еврофинанс», который создал на сегодня довольно влиятельный медиахолдинг, владеющий пакетами акций в НТВ, ТНТ, ТРК «Петербург», «Эхо Москвы», ИД «Семь дней». Но плюсом для Боярскова может быть то, что он, как и Леонид Надиров, немалую часть жизни отдал спецслужбам.
В случае принятия соответствующего постановления нижнему звену – Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, которое возглавляет Михаил Сеславинский, по словам источника из министерства, остается разработка теле- и радиочастот и управление акциями госимущества в СМИ. По мнению генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, это свидетельствует о том, что «в правительстве идет борьба за перераспределение ресурсов», а также означает наступление на монополию рекламного агентства «Видеоинтернешнл», поскольку при прежнем главе Минпечати получатели лицензий практически принудительно должны были заключать договор именно с этим рекламным агентством, которое в свое время основал сам Лесин. «Сейчас на рекламном рынке становится больше игроков».
Пока же планы руководителей Минкультуры остаются благими намерениями. С момента создания нового кабинета министров и чехарды с новыми министерствами, медиарынок несет колоссальные убытки, поскольку процесс регистрации и выдачи лицензий с марта приостановлен. Непонятно, где будет «прописана» Федеральная конкурсная комиссия, которая в прежнем Минпечати занималась проведением конкурсов на теле- и радиочастоты – при министерстве, при службе по надзору или при самом правительстве (как, например, во Франции). Во всяком случае, пока известно только одно – проведение конкурсов на теле- и радиочастоты при самом лучшем раскладе начнется не ранее сентября.
|