Михаил Фрадков знает, кто должен обеспечить доходность госсобственности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера правительство рассматривало итоги приватизации 2003 года и планы на 2004 год. Докладчиком был министр экономического развития и торговли Герман Греф, а сам доклад готовило находящееся в его ведении Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), в котором, правда, пока всего один сотрудник – его глава, Валерий Назаров.
Прежде всего Греф заявил председателю правительства и членам кабинета министров, что приватизация идет недостаточными темпами. В 2003 году было отдано в частную собственность 2188 объектов из 3926 запланированных. В планах на этот год стоит 1915 федеральных государственных унитарных предприятий (ГУПов) и 2222 пакета в акционерных обществах (в том числе в «ЛУКОЙЛе», Магнитогорском металлургическом комбинате и других не менее привлекательных предприятиях). По мнению Грефа, продать все это за один год нереально, поэтому он попросил утвердить эту программу не на один, а на два года. Препятствуют нормальному ходу приватизации и многочисленные запреты на нее, а также недобросовестность руководителей ГУПов. Примерно 10% этих предприятий идут по пути скрытой приватизации, начинается процедура банкротства, и кредиторы пытаются завладеть предприятием. По мнению Грефа, необходимо вывести в иной режим управления предприятия, которые государство пытается продать, повысить ответственность генеральных директоров и наделить ФАУФИ правом снимать их с должности, а также контролировать все совершаемые сделки. В качестве примера недобросовестной приватизации Греф привел 9 ледоколов, которые Министерство транспорта в прошлом году отдало в аренду на 10 лет по 100 долл. в сутки. Сделано это, утверждает Греф, без всякой рыночной оценки. Это «меньше стоимости арендуемых нами с вами сегодня BMW». Правда, в ответ руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша заявил о необходимости инвестиций в ледоколы, без которых они просто перестанут действовать. Однако, по мнению Грефа, нарушение федерального закона оправдать не может ничто.
На самом, как раз управление федеральным имуществом в данный момент далеко от идеала. Как уже писала «НГ» (см. 23.03.04) из-за преобразований в структуре правительства сейчас практически некому управлять федеральным имуществом – Минимущество упраздняется, а ФАУФИ еще на самом деле не работает. В результате государство не может должным образом контролировать работу ГУПов и получать дивиденды от акционерных обществ. Угроза потерять из-за этого 100 млрд. руб. по-прежнему остается реальностью.
По словам Грефа, 62% аукционов, объявленных в прошлом году РФФИ, не состоялось. Это, уверен министр, произошло из-за недостаточной предпродажной подготовки, «скромничанья» в рекламе и маркетинге. Но, как сказал «НГ» источник в правительственных кругах, влияние РФФИ сейчас значительно снизилось из-за обвинения, предъявленного его руководителю Владимиру Малину. В результате продажи в регионах могут принести значительно меньше денег, чем ожидается. «Лакомых кусков в списке приватизируемых объектов осталось мало, – говорит собеседник «НГ». – В основном это небольшие пакеты предприятий и имущественные комплексы, которые нужно уметь продать. Сумеет ли фонд обеспечить запланированные доходы от приватизации в 40 млрд. руб. в 2004 году – неизвестно».
Впрочем, премьер-министра Михаила Фрадкова все эти сложности не впечатлили. «Не нужно оправдываться», – строго сказал он Грефу и бывшему замминистра имущественных отношений, а ныне советнику Грефа Александру Браверману и произнес речь о необходимости министру экономического развития лично следить и отвечать за то, чтобы государство не потерпело убытков. «От объекта не избавляться надо, а все внимание на нем сосредоточивать и из него конфетку делать», – определил Фрадков новое направление в приватизации госимущества. Правда, он так и не дал МЭРТу четкого определения, что же делать со списком объектов – сокращать его или нет.
На пресс-конференции после заседания Валерий Назаров не ответил прямо ни на один вопрос. Так, осталось неясным, будут ли подведены итоги приватизации за 10 лет, на сколько будет сокращен перечень предназначенных для приватизации объектов, насколько соответствует действительности сумма доходов от приватизации за десять лет, названная главой Счетной палаты Сергеем Степашиным – 9 млрд. долл.
«Мы не обладаем информацией, которая позволила бы принимать правильные управленческие решения», – честно заявил Назаров. Зато он точно знает, что дивиденды, которые перечисляет Магнитогорский металлургический комбинат, а также некоторые другие крупные предприятия, недостаточно велики. «Доходы должны быть пересмотрены в сторону повышения», – сказал Валерий Назаров.
|