Тройное убийство на острове Афродиты расследует кипрская полиция. Но настоящий переполох смерть Вячеслава Шевченко и двух его спутников, Юрия Зорина и Валентины Третьяковой, вызвала в Петербурге. Даже если впоследствии выяснится, что россиян избили, застрелили и упаковали в черный полиэтилен случайные бандиты, грабившие роскошную виллу, здесь в такое никто не поверит. Питерские версии убийства 51-летнего Вячеслава Шевченко - одна правдоподобнее другой.
Товарищ «тамбовским»
51-летний предприниматель Вячеслав Шевченко контролировал изрядный кусок собственности в самом центре Петербурга - от магазинов и охранных фирм до ночных клубов «Голливудские ночи» и «Golden Dolls». Считается, что братья Шевченко (младший - Сергей) были одними из первых «тамбовцев», превратившихся в добропорядочных бизнесменов.
Как известно, расцвет «тамбовского» бизнес-сообщества пришелся на годы губернатора Владимира Яковлева. После повышения экс-губернатора по государственной службе «тамбовцев» начали активно теснить во всех сферах жизни Петербурга. Часть оперативников питерского УБОП полагают, что из-за финансовых трудностей у Шевченко-старшего мог возникнуть конфликт с лидерами «тамбовской» бизнес-группы. Эту версию подтверждает тот факт, что о пребывании предпринимателя на Кипре знали только «свои». Вячеслав улетел на остров Афродиты инкогнито, так как находился под подпиской о невыезде по одному из возбужденных против братьев уголовных дел (вымогательство 15000 долларов).
Если завтра война
Гораздо хуже для Петербурга, если смерть Шевченко-старшего стала результатом не внутренних, а внешних разборок - между конкурирующими группировками. Когда со сменой власти в Петербурге начался передел собственности и сфер влияния, был убит видный питерский авторитет Константин Яковлев (Костя-Могила). Считалось, что его расстрел и арест Артура Кржижевича - дело рук «тамбовцев», пытавшихся таким образом отбить атаку на свой бизнес.
С осени 2003-го все ждали, что «тамбовцам» аукнется смерть Кости-Могилы. В этом смысле убийство Шевченко может расцениваться и как «последнее предупреждение», и как начало ответной волны убийств, направленной против верхушки «тамбовцев». Дескать, не уйдете сами - вас унесут.
Впрочем, хорошо знакомые с Вячеславом Шевченко люди утверждают, что он давно отошел от активного участия в жизни «тамбовского» сообщества, и ни его символом, ни тем более руководителем считаться не мог. По этой версии «разобраться» с Шевченко могли за «очень старые» дела. Или же главной мишенью вообще был не он, а... Юрий Зорин, президент ОАО «Норд». Бывший комсомольский работник Зорин в повседневной жизни руководил империей братьев Шевченко.
Кровь смывает все следы
Не менее серьезны и политические мотивы. Имя Вячеслава Шевченко, прошедшего в Думу второго созыва (1995-1998) в качестве депутата от ЛДПР, фигурирует сразу в двух уголовных делах с политической подоплекой.
В причастности к покушению на Шевченко подозревается большая часть обвиняемых по так называемому «делу Шутова». Правда, им смерть возможной «жертвы» ничего не дает - готовившееся преступление раскрыли охранники Вячеслава Шевченко. Они же будут выступать на суде свидетелями, если, конечно, дело теперь дойдет до суда, а не развалится.
Упоминался покойный и в ходе судебного разбирательства по делу об убийстве депутата Думы Галины Старовойтовой. В федеральный розыск сейчас объявлены бывшие товарищи Шевченко по второй Государственной думе Михаил Монастырский и Михаил Глущенко. Если правда, что в отсутствие экс-элдэпээровцев вывести на заказчиков того преступления мог один Шевченко, его вполне могли убрать те самые таинственные «заказчики».
Криминальные аналитики сходятся в одном: преступление на Кипре повиснет на тамошней полиции «глухарем». Вряд ли этому делу суждено быть раскрытым.
|