На прошлой неделе в городском суде Петербурга в течение двух дней продолжался суд по «делу Старовойтовой». На этом заседании со своими разоблачениями выступала Людмила Нарусова. После чего суд отложили до 5 октября.
В июле в суде по так называемому «делу Старовойтовой» обвинение преподнесло немало сенсаций. Главными из них стали опознание Русланом Линьковым человека, стрелявшего в него и Галину Старовойтову, а также показания обвиняемого Воронина и свидетеля (имя не подлежит разглашению), подробно рассказавших, кем и как готовилось убийство депутата. Все это было отнюдь не в пользу подсудимых, пятеро из которых не признают своей вины, однако защита со своими доводами еще выступит.
Два дня судебных заседаний на минувшей неделе тоже не дали скучать ни участникам процесса, ни наблюдателям.
Судью - на отвод
В среду суд допросил еще одного свидетеля стороны обвинения, а затем должен был перейти к рассмотрению вопроса о продлении сроков содержания под стражей шестерых обвиняемых. Но тут неожиданно выступил адвокат Сафронов - защитник Юрия Колчина, которому вменяется организация преступления.
Александр Сафронов - уже не в первый раз - ходатайствовал об отводе судьи. Мотивировка была старая, озвученная в первые дни судебного следствия. По словам господина Сафронова, у него есть основания полагать, что Валентина Кудряшова имеет в деле некую личную - прямую или косвенную - заинтересованность, а значит, согласно действующему УПК, не может выступать судьей. Именно личной заинтересованностью адвокат объяснил тот факт, что судья Кудряшова отказала в рассмотрении дела судом присяжных. Кроме того, господин Сафронов выяснил, что Валентина Кудряшова приступила к рассмотрению дела, будучи нетрудоспособной, проще говоря - находилась на больничном в связи с несчастным случаем. И это тоже противоречит действующему УПК.
- Я понимаю, что сами себе вы не дадите отвод. Такого еще не встречалось... - так адвокат Сафронов призывал судью Кудряшову отказаться от «дела Старовойтовой», с тем чтобы его рассмотрение началось заново.
Подсудимый Колчин поддержал своего защитника:
- Я невиновный человек, а вы пытаетесь все эти фуфловые доказательства мне...
Судья прервала фразу Юрия Колчина, поинтересовавшись, надо ли ее заносить в протокол дословно.
Затем последовал короткий диалог между судьей Кудряшовой и адвокатом Сафроновым:
- Я никогда не получаю ваших определений! - кричал господин Сафронов.
- А вы никогда и не участвуете в заседаниях, - парировала Валентина Кудряшова и, надо отметить, была близка к истине.
- Я думаю, что скоро ни вы, ни я не будем в них участвовать, - заявил адвокат.
Судья положила конец этому «обмену любезностями» и не стала рассматривать ходатайство о своем отводе. Напомним, что кассационная инстанция Верховного суда уже ответила на этот вопрос, отказав в отводе судьи Кудряшовой.
Напомним, что Юрий Колчин, Виталий Акишин, Игорь Лелявин, Алексей Воронин, Игорь Краснов и Юрий Ионов находятся в следственном изоляторе с осени 2002 года. Сроки их заключения продлевались несколько раз, и последний истекает 31 августа. Прокуратура заявила ходатайство с тем, чтобы подсудимые оставались под стражей еще 3 месяца, мотивировав его, как и раньше, тяжестью предъявленных обвинений, а также тем, что, находясь на свободе, обвиняемые могут скрыться от следствия или воздействовать на свидетелей.
Адвокаты четверых обвиняемых выступили категорически против того, чтобы их подзащитные продолжали оставаться за решеткой. И только защитники подсудимых Ионова и Воронина воздержались от высказываний. Суд не усмотрел оснований для изменения меры пресечения, и все шестеро обвиняемых останутся в СИЗО еще 3 месяца - до конца ноября.
Людмила Нарусова против «продажных»
В четверг с неожиданным ходатайством о вызове нового свидетеля обвинения выступил представитель потерпевших Леонид Сайкин. Судья удовлетворила ходатайство представителя потерпевших. Людмила Нарусова (сенатор от Республики Тува) встала на свидетельское место и тут же попыталась выступить с гневной речью в адрес адвокатов. Однако была прервана судьей: «Вы здесь для того чтобы отвечать на вопросы», - напомнила Валентина Кудряшова госпоже сенатору.
И на вопрос о том, узнает ли свидетель кого-либо из присутствующих, госпожа Нарусова ответила утвердительно. Знакомыми свидетельнице показались: Игорь Краснов, Алексей Воронин и... судебный пристав, находящийся в зале. Да, рассказала она, в 1998 году, когда ее муж, Анатолий Собчак, уехал во Францию на лечение, за ней самой была установлена «наружка». И связанное с этим постоянное эмоциональное напряжение заставляло Людмилу Борисовну внимательно всматриваться в окружающих. Незадолго до гибели Галины Старовойтовой в ее подъезде Людмила Нарусова увидела молодого человека. Теперь ей кажется, что это был Алексей Воронин. Почему она его запомнила? Она запомнила взгляд. Таким взглядом, по ее словам, следят. Игорь Краснов, по словам госпожи Нарусовой, похож на человека, которого она видела в 98-м в арке дома Галины Старовойтовой. А судебный пристав? Он похож на Игоря Краснова.
Госпоже Нарусовой задавали вопросы и относительно политической деятельности Галины Старовойтовой. По этому поводу свидетель рассказала, что была в 1998 году, как и Старовойтова, депутатом Госдумы. Их с Галиной Васильевной политические взгляды были близки. А оппонентами их были Михаил Глущенко, Геннадий Селезнев, Альберт Макашов и, конечно, Владимир Яковлев. Последний, по словам вдовы мэра Петербурга, конфликтовал с депутатом Госдумы из-за реконструкции микрорайона, в котором сам проживал. Разногласия Селезнева со Старовойтовой связаны с Академией национальной безопасности и производством акцизных марок на алкоголь и табак. Что же касается Глущенко, то он в октябре 1998 года угрожал Старовойтовой следующими словами: «Сиди и не рыпайся!».
Версию о том, что Галину Старовойтову убили не по политическим мотивам, а из-за денег на выборы, которые депутат якобы везла в Петербург, госпожа Нарусова отмела категорически, обвинив в ее происхождении «продажных, нечистоплотных журналистов» и «тенденциозные прокуратуру и суд». Иначе говоря, от сенатора досталось всем: и участникам процесса, и присутствовавшей в зале прессе. «Только глупый и ограниченный человек может думать, что деньги на выборы перевозят в карманах пальто!» - заявила Людмила Нарусова. Ответом ей была реплика из зала: «Еще бы! Их переносят в коробках из-под ксерокса».
В суде по делу об убийстве Галины Старовойтовой объявлен перерыв до 5 октября.
|