Распробовав вкус «политической крови» на думских выборах в декабре прошлого года, северяне теперь уже второй раз доказали: если народ недоволен действующей властью, ей не поможет никакой административный ресурс. А, возможно, даже навредит. В пользу протестного голосования сыграло многое: тут и некрасивые пиар-технологии, лившиеся в том числе с экрана государственной телекомпании, и резкое повышение коммунальных тарифов, и пышные именины и чествования высоких чиновников обладминистрации, вызвавшие пристальное внимание к их зарплатам и пенсиям. Вот и голосовали скорее не за Киселева (и не за Крупчака, если бы он остался в списках кандидатов), а против Ефремова. За смену власти.
«У каждых выборов - свой контекст, - прокомментировал итоги голосования председатель планово-бюджетной комиссии областного Собрания депутатов Александр Иванов. - В 1996-м мы выбирали идеологию, в 2000-м - надежды на лучшее будущее. А декабрьские и нынешние выборы - это спрос обществом с власти за ее посредственную работу. Это говорит о том, что мы живем уже в качественно ином обществе, которому мало обещаний невозврата к прошлому, которое требует ответа за деятельность власти. Это не победа какого-то конкретного кандидата, это победа всего общества. И это здорово».
До второго тура есть еще пара недель, но можно ли за это время радикально изменить настроения избирателей? Как знать, может быть, мы еще станем свидетелями воплощения очередной гениальной мысли современных политтехнологов, когда голосовавшие «против» в первом туре вдруг бросятся отдавать решительное «за» во втором. А пока вернемся в политическую ночь с 14 на 15 марта...
В штабе Киселева в победе не сомневались
- Ночью вы будете в штабе? - задает вопрос Владимиру Путину журналистка в телеэфире.
- Ночью я буду дома, - широко улыбаясь, отвечает президент, уверенный в своей победе на сто процентов.
Николая Киселева - кандидата на пост губернатора области - в штабе ночью также не наблюдалось. По крайней мере, пока там были мы, журналисты.
Команда Киселева ожидала предварительных результатов. С порога почувствовала - напряжения особого нет, настроение у всех хорошее. Либо делали вид, либо на самом деле было так, но на лицах полная уверенность в победе.
- Зря ждете, Николай Иванович не приедет.
- А где он?
- Не знаю, может, по участкам ездит, может, дома спит, - хитрит один из штабистов.
Внимание всех в основном приковано к телевизору. Смотрим фильмы, новости, «Намедни», новости...
В дверь заходит какой-то человек, пожимает руки, улыбается.
- Поздравить пришли? Уж если пришли, значит, не зря!
В штабе время от времени кто-нибудь подбадривает себя стаканчиком кофе. На все вопросы к штабистам слышу один ответ:
- Не могу разглашать данные, все узнаете из предварительных итогов.
Звонит телефон.
- Да-да, по данным «Фориса», у Киселева - 48 процента, у Ефремова - 26, и еще 25 процентов не ответили...
Опять звонит телефон.
- Спасибо, признали. Они не ожидали, шокированы? Ну приготовьте им полтора литра нашатырного спирта, пусть отходят от шока!
Затем прислушивающимся к разговору поясняют:
- У кого-то началась эйфория, а кто-то признает свое поражение. Поздравляют. Из команды Ефремова звонили, ну не сам, конечно, Ефремов. Хорошо, что хоть достойно поражение признают.
В Москве горит Манеж. Некоторое время обсуждается пожар. Предварительные итоги заслушивают молча, с серьезными лицами: 14 тысяч за Киселева, 11 тысяч за Ефремова... Вся информация записывается на видеомагнитофон.
- Почему в процентах не говорят?! Сейчас посчитаем...
Записанная информация прокручивается повторно.
- Добрый вечер! - заходят очередные посетители.
- Да, теперь можно сказать, что добрый, - довольны в штабе.
В штабе Ефремова - тишина
На пятом этаже отеля «Пур-Наволок», где находится избирательный штаб Анатолия Ефремова, в десять вечера в воскресенье тишина стояла полная. Руководители штаба не были расположены к общению с журналистами. Часть команды сидела в холле и молча смотрела на экран телевизора: наблюдала бойкий рост количественного столбика «путинских» голосов. Предварительные результаты губернаторских выборов к тому моменту уже тоже стали известны.
Боевого настроя на продолжение борьбы на тот момент в команде Ефремова не наблюдалось. Скорее, все находились в легком оцепенении. Двери главного офиса штаба остались закрытыми. Приоткрылись они лишь на пару секунд. «Вся информация в областной избирательной комиссии, - единственное, что услышали журналисты. - Никаких комментариев и, пожалуйста, не снимайте». Вечером Анатолий Ефремов в «Пур-Наволоке» так и не появился.
Не было его здесь и на следующее утро. Как пояснил представитель штаба Сергей Вохтомин, «может быть, Анатолий Антонович и заходил до начала рабочего дня: у нашего кандидата есть отдельный кабинет, мы не в курсе всех его перемещений». На многочисленные вопросы о выводах, сделанных по первым итогам голосования, и о подготовке к вероятному второму туру, ответ звучал неопределенно: «Мы над этим работаем. Вся команда в сборе».
|