Независимо от итогов губернаторских выборов политическое поле Архангельской области будет меняться
Политическое поле Архангельской области будет меняться - независимо от того, кто победит на губернаторских выборах
Традиционно главными кандидатами на выборах глав многих российских регионов являются действующие губернаторы. В этом смысле Архангельская область не исключение: во всех трех избирательных кампаниях (1996, 2000 года и вот теперь 14 марта 2004-го) кандидат номер один - губернатор Анатолий Ефремов. Причем «один» - почти в буквальном смысле. За 8 лет правления администрация Ефремова настолько тщательно «прополола» политическое поле области, что на нем не просматриваются даже ростки оппозиции. А если они и прорастают, то шансов подняться у них практически нет.
Несмотря на предсказуемость, каждые архангельские выборы отнюдь не лишены интриги. Губернаторская кампания 2004 года обещает быть особенно острой. Во-первых, Анатолий Ефремов пошел на третий - последний срок. Соответственно, он будет бороться насмерть. Во-вторых, в области чувствуются нарастающие противоречия и взаимное недовольство между правящей администрацией и представителями различных групп местной деловой элиты - крупных российских компаний, присутствующих в регионе. И жители области, мягко говоря, все меньше довольны властью.
Это, конечно, еще не «революционная ситуация», и вполне вероятно, что на выборах снова победит Анатолий Ефремов (учитывая, что представители тех же недовольных групп собираются помогать Ефремову, правда с гораздо меньшим энтузиазмом). Но именно в условиях «последнего срока» политическая и деловая элиты будут стремиться изменить существующую модель.
Чужие здесь не ходят
Вообще-то выбирать губернатора жители области должны были не 14 марта, а в декабре. Но депутаты областного собрания, при активной поддержке Анатолия Ефремова, сократили на 9 месяцев срок его полномочий и совместили губернаторские выборы с президентскими (основываясь на положении федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» в редакции 2002 года).
Администрация Ефремова, намного подвинув губернаторские выборы, решила две стратегические задачи. Во-первых, «обеспечила» явку. Ведь известно, что президентские выборы избиратели посещают активнее, чем региональные. В Архангельской области были примеры срыва выборов из-за низкой явки. К слову, в прошлом году архангельские депутаты снизили с 25 до 20% явочный ценз для выборов губернатора и законодательного собрания области. Во-вторых, «преждевременными» выборами власть лишила шансов на раскрутку пока еще неизвестных избирателю, но потенциально опасных соперников Ефремова.
Таких, возможно, было и не много, но все-таки. К примеру, в середине прошлого года намерения баллотироваться на пост губернатора так или иначе обозначили Алексей Дробашенко, менеджер одной из структур «Базового элемента» Олега Дерипаски, и Алексей Баринов, бывший генеральный директор ОАО «Архангельскгеологодобыча» (архангельской структуры «ЛУКОЙЛа»), нынешний федеральный инспектор в Ненецком округе. Дробашенко участвовал в прошедших выборах в Госдуму по «северному» одномандатному округу Архангельской области (есть еще и «южный»), но снял свою кандидатуру в пользу партии «Единая Россия». Про Баринова говорят, что он до последнего, то есть до 23 января, когда истек срок выдвижения кандидатов в губернаторы, собирался самовыдвинуться, но не собрался. Впрочем, ни Дробашенко с нулевым рейтингом узнаваемости в области, ни Баринов даже при колоссальных финансовых ресурсах вряд ли могли бы к марту стать «опасными» для Ефремова. А вот к декабрю вполне.
Но, как бы там ни было, успешный стратегический ход имеет и обратную сторону. Областной закон о переносе сроков губернаторских выборов был принят сразу после выборов в Госдуму - 9 декабря. И на этих выборах по «северному» одномандатному округу, где главным кандидатом от администрации области и «Единой России» шла вице-губернатор по соцвопросам Тамара Румянцева, победил опальный председатель совета директоров Архангельского ЦБК Владимир Крупчак. Победил во многом потому, что избиратели голосовали не столько за него, сколько против Румянцевой как представителя администрации области, действующей власти.
В результате получилось, что «думская» кампания Владимира Крупчака перетекла в его же губернаторскую кампанию. А если учесть, что времени после его победы прошло совсем ничего (регистрация, после которой стартует избирательная кампания, закончилась 7 февраля) и избиратель ее явно не забыл, и вряд ли электоральные настроения резко изменятся, то можно утверждать: Ефремов фактически «сделал» себе реально опасного соперника.
Точка невозврата
Между Ефремовым и Крупчаком и будет происходить борьба за кресло губернатора Архангельской области. Во всяком случае, они самые реальные соперники из 12 кандидатов, подавших заявление на регистрацию. Остальные 10 (если «доживут» до 14 марта) вряд ли будут всерьез бороться за высокий исполнительный пост. Многие и не скрывают, что выдвигали свою кандидатуру для раскрутки имени под следующие выборы (которые пройдут в декабре) в областное собрание депутатов, муниципальные советы, мэры городов, а также в местные исполнительные органы. Кто-то, участвуя в губернаторских выборах, решил поднять рейтинг своих партий. Наконец, есть «технические кандидаты» главных соперников.
Впрочем, некоторые местные аналитики из этой массовки выделяют Николая Киселева, генерального директора архангельского ОАО «Молоко», и Сергея Эммануилова, бывшего директора департамента здравоохранения администрации области. Считается, что за первым стоит «ЛУКОЙЛ»: раньше Киселев работал в северодвинской структуре нефтяной компании. Ходят слухи, что Киселев - вполне реальный, третий кандидат от «ЛУКОЙЛа». Впрочем, есть и другие версии. По одной - Киселев пошел бороться за губернаторский пост искренне и по собственной воле. По другой - он «технический кандидат» для Ефремова. Похожие версии существуют и по поводу Эммануилова. С одной стороны, его шансы на победу рассматриваются как высокие, с другой - Эммануилов был доверенным лицом Крупчака на прошедших выборах в Госдуму, поэтому вряд ли за столь короткий срок он так резко изменил направление и решил бороться против недавнего «патрона».
Впрочем, главная интрига все-таки не в этом. А в том, что Ефремов и Крупчак, по общему признанию, давние и непримиримые, мягко говоря, недруги. Все началось с того, что Крупчак заявил о своих губернаторских амбициях. Потом он тысячу раз пожалел, но было поздно: Анатолий Ефремов к людям, «интригующим» за его спиной, относится с подозрением. Разумеется, это не единственная причина «вражды» губернатора и одного из самых богатых людей области, руководителя крупного предприятия региона. Можно вспомнить, к примеру, что Крупчак игнорировал общепринятое для всех крупных бизнес-структур правило, заведенное губернатором Ефремовым: для успешной работы в Архангельской области необходимо спонсировать «социальные» областные программы. Хуже того: как вспоминают «летописцы» конфликта, Крупчак имел неосторожность пообещать губернатору некие суммы и не выполнить обещания.
В общем, Крупчак стал для архангельской элиты человеком вне социума. Более того, его подозревали в желании баллотироваться в губернаторы или депутаты ГД. Причем с выборными периодами у него как-то совпадали обострения проблем в бизнесе. Одним словом, противостояние между Крупчаком и властью становилось жесточайшим, поддержки среди местных бизнесменов «ослушник» не находил. И вот сейчас опальный «олигарх» впервые вступил в схватку с Анатолием Ефремовым.
Парадоксы
Выстроенная нынешней властью политическая система в области - в кризисе. В адрес нынешней администрации все чаще раздается критика. Чувствуется, что деятельность власти не всех устраивает, несмотря на доклады про рост объемов промышленного производства и улучшение социально-экономического положения области. Успехи нынешней административной команды никто не умаляет, но и крупные, и средние, и мелкие предприниматели каждый на своем уровне чувствуют, что многие проблемы не только не решаются, но усугубляются.
Достаточно того, что, располагая природными ресурсами, Архангельская область дотационная, ее бюджет еще ни разу не был бездефицитным, а по уровню жизни она занимает далеко не первое место в регионе. При этом людей начинает раздражать, что на протяжении 8 лет им говорят о перспективах: ломоносовских алмазах, газопроводе Нюксеница - Архангельск, мезенской нефти, строительстве стационарных и плавучих атомных теплоэлектростанций. Безусловно, все эти проекты когда-нибудь осуществятся. Но когда «под носом» разваливается ЖКХ, в перманентном кризисе находится рыбная отрасль (одна из традиционных для области), наконец ЛПК (обеспечивает половину налоговых поступлений в областной бюджет) может развиваться дальше только с поддержкой государства (это касается, например, строительства лесовозных дорог), радужные перспективы затуманиваются.
При этом в области нет человека, способного консолидировать вокруг себя все эту «оппозицию», чтобы выйти против власти. И тот же Владимир Крупчак не подходит на эту роль. Даже в среде коллег-»лесников» с ним во многом соглашаются, но не поддерживают. Представитель одной крупной компании выразил общее мнение: «Он ненадежный. Думает одно, говорит второе, а делает третье». Кроме того, Крупчак склонен к авторитаризму. В этом плане он даст много очков вперед тоже достаточно авторитарному Ефремову.
Многие наблюдатели полагают, что шансы на победу у Крупчака и Ефремова одинаковы. Впрочем, не исключены и другие варианты исхода выборов. Но большинство наблюдателей сходятся на том, что, независимо от результатов, местное политическое поле будет меняться. Даже если победит действующий губернатор Анатолий Ефремов. Те самые группы, недовольные его деятельностью, но и не выступившие напрямую против, начнут «формировать» своего политического лидера.
|