Подводя в конце 2002-го итоги уходившего политического года, мы сделали два прогноза, которые должны были определить основную канву петербургских событий-2003.
Уже в декабре 2002-го нам казалось «весьма вероятным, что к началу 2004 года у Петербурга появится новый губернатор». Однако тогда же было очевидно и другое: «Если система избавится от Яковлева, оставшись при этом сама собой, проблем у города не убавится. Петербургу нужна не просто смена лиц, но и смена ключевых принципов управления».
Формально, пока рано рассуждать, произошла ли эта «смена принципов»: 100 дней губернаторства Валентины Матвиенко истекут только во второй половине января. Но первые предварительные выводы сделать уже можно.
Губернатор несколько раз заявляла, что собрала для руководства Петербургом сплоченную команду профессионалов. При этом, по официальной версии, при ее формировании г-жа Матвиенко была свободна от любых обязательств - как перед местными элитами, так и перед федеральной властью. На деле же картина выглядит несколько иначе: в новом Смольном можно выделить сразу несколько центров влияния.
Ключевую роль в городском топ-менеджменте сегодня играют петербургские бизнес-группы, обладающие весомым федеральным ресурсом. И, в первую очередь, финансовая группа Владимира Когана: именно выходцы из ПСБ Михаил Осеевский и Владимир Бланк были назначены на посты профильного вице-губернатора и главы комитета экономики. На комитет финансов пришел «человек Таймураза Боллоева» - Александр Никонов, финансовый вице-президент «Балтики». КУГИ возглавил Игорь Метельский, давний знакомый и сослуживец Дмитрия Козака.
В свою очередь, инвестиционно-строительный сектор был отдан на попечение Юрия Молчанова. Сам руководитель «БизнесЛинка» стал инвестиционным вице-губернатором, а вице-президент промышленно-строительной группы «ЛСР» Евгений Яцышин - главой комитета по строительству. Пасынок же г-на Молчанова - Андрей - возглавил Ассоциацию домостроителей, одну из двух основных организаций петербургских строителей, продемонстрировав тем самым, что фаворит прежнего Смольного («Союзпетрострой») таковым более не является.
Отметим, что именно представителей «бизнес-крыла» команды Матвиенко сегодня называют наиболее реформаторски настроенными. Ими уже был проинициирован целый ряд решений, вводящих рыночные механизмы в те сферы городского хозяйства, которые до сих пор были закрыты от более-менее свободной конкуренции.
Второе крыло в нынешнем Смольном составляют «наследники прошлого режима». К ним, в частности, относят «строительного» вице-губернатора Александра Вахмистрова, «социального» - Людмилу Косткину и главу комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимира Дедюхина. Всерьез рассуждать о формальных «гарантиях ушедшей семье» в наших городских условиях не приходится. Но несложно заметить - в зоне ответственности этого «крыла» оказались все наиболее бюджетоемкие городские сферы. Может, имели место неформальные гарантии?
С другой стороны, согласно кулуарной информации, именно представители прежней команды окажутся первыми кандидатами в отставники, если с городским хозяйством у новой команды что-то не заладится.
Третье крыло в руководстве Петербурга составляют «давно проверенные кадры» - соратники Валентины Ивановны по партийно-советской работе. К ним, в частности, относят главу администрации губернатора Виктора Лобко (предшественника губернатора на посту первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ), вице-губернатора Олега Виролайнена (в середине 80-х второго секретаря Красногвардейского райкома КПСС при первом секретаре В.И. Матвиенко) и главу КГИОПа Веру Дементьеву (с 1986-го - помощницу тов. Матвиенко в исполкоме Ленсовета).
Здесь, впрочем, необходимо подчеркнуть: из этого списка лишь г-н Лобко не имеет опыта работы в частном бизнесе. Г-н Виролайнен прошел путь от партийного чиновника средней руки до гендиректора ремонтно-строительного ООО «Сбербанкстрой» (смольнинские источники прямо называют его «делегатом Сбербанка»), а г-жа Дементьева все последние годы директорствовала в фирме «Северные цветы», занимавшейся управлением недвижимостью.
Тем не менее, старая закалка дает о себе знать. Г-н Виролайнен уже успел отличиться серией заявлений, в которых четко дал понять: по крайней мере, в ближайшем будущем коренных реформ в системе городского хозяйства ждать не приходится.
Ну а «корифей администрирования» г-н Лобко с чувством реализовал нежданно выпавший на его долю шанс: оказавшись в городской иерархии человеком №2, он старается максимально упрочить собственные позиции. В итоге, сегодня ни одно решение, изготовляемое в Смольном, не может обойти стороной его ведомство. А опыт последних месяцев свидетельствует: ожидать от самого г-на Лобко реформаторских порывов не приходится.
Вопрос в том, будет ли дозволено их продуцировать кому-нибудь еще. В Смольном в этой связи рассказывают, что вице-губернаторы Михаил Осеевский и Юрий Молчанов испытали трудности при формировании собственных аппаратов - будто бы большинство их сотрудников были рекомендованы г-ном Лобко. И отказаться от этих рекомендаций не удалось.
Еще одна линия противостояния, намечающаяся в новом Смольном, проходит между вице-губернаторами и главами комитетов. Одним из управленческих know how Валентины Матвиенко являлся тезис о невозможности совмещения одним лицом функций заместителя губернатора и руководителя профильного городского ведомства. В результате вице-губернатор сегодня лишь курирует несколько комитетов, не руководя ни одним из них.
На практике новая форма уже вылилась в то, что и финансовый, и управленческий ресурс оказались сосредоточены именно в руках руководителей ведомств, а губернаторский заместитель (если у него, конечно, не сформировались личные отношения с подотчетными «комитетчиками») остался при звучной должности, но без влияния.
В конце года стало известно и о первом конфликте по линии «вице-губернатор» - «глава комитета»: вполне объяснимые противоречия возникли между Александром Вахмистровым и Евгением Яцышиным.
Сможет ли столь разношерстная команда с достаточным количеством внутренних противоречий обеспечить городу реформаторский прорыв или же ее для этого придется здорово перешерстить, - вот главный вопрос политического Петербурга-2004.
|