Лауреаты кинополитакадемии «МК» В Питере» за 2003 год
2003 год в Петербурге был более чем запоминающимся. Появилось на свет несколько вполне серьезных политкартин, не прошли незамеченными и фильмы «помельче». Особое внимание не только петербургского зрителя и всей страны, но и всего мира привлекло масштабное кино «Выборы губернатора». Картина оказалась успешной, по праву собравшей основные призы этого года. Но многим запомнились также детектив «Формирование правительства города», боевик «Выборы в Госдуму» и мелодрама «Яковлев едет в Москву», пожалуй, своего зрителя нашел и триллер «Противостояние в ЗакСе», вышедший в самом начале года.
Постановка года: «Выборы губернатора»
По большому счету, на данную номинацию серьезно претендовали две основные постановки уходящего года. Это, несомненно, «Выборы губернатора». А также народное волеизъявление петербуржцев по составу новой нижней палаты - «Выборы в Госдуму». Однако специалисты практически единогласно признали первенство за сентябрьским общегородским шоу. От придирчивого глаза строгого жюри не ускользнуло практически ничего. Это и динамичность сюжетной линии, и развитие второстепенных сюжетных линий с клонированием дублеров главной героини и народным контролированием всего и вся. Несомненно, следует отметить и привлечение к постановке широкого круга узнаваемых всеми политических лиц - как ветеранов жанра, так и ведущих политиков общефедерального масштаба из Москвы. Специалисты утверждают, что разведение руками в обществе главной российской звезды мирового уровня под девизом «Вместе сможем все» вообще не имеет аналогов в истории отечественных постановок. А потому заслуживает отдельного премирования.
Режиссер года: Александр Волошин
Подавляющее большинство наблюдателей единодушны в своих оценках. Самым успешным режиссером года следует считать бывшего главу администрации президента России Александра Волошина. Благодаря усилиям всегда остающегося «за кадром» господина Волошина удалось значительно стабилизировать междоусобную борьбу российских политических звезд. Уже ушли в прошлое самобытные постановочки местных дворовых политических кинокомпаний. Исчезла безвкусица, халтурщина. Политические процессы в стране потекли по хорошо выверенным сценариям.
Однако в этом же году господина Волошина подкараулило и самое большое творческое разочарование. Неожиданно выяснилось, что параллельно с искусством главного режиссера кремлевской администрации Автор прибегнул к услугам низкопробного «Маски-шоу». Таким образом, сказочная постановка под кодовым названием «Властелину - конец» с Михаилом Ходорковским в главной роли прошла без непосредственного участия господина Волошина. Более того, маститого «министра-администратора» даже не соизволили ознакомить со сценарием! Результат: на главную постановку будущего года по чествованию и перевыборам на второй срок Автора приглашен новый режиссер.
Лучшая женская роль: Валентина Матвиенко
Три года назад представленная актриса уже участвовала в похожей картине, но без особого успеха. И критики, и простые зрители без интереса наблюдали за ее актерскими порывами. Но годы прошли, и выяснилось, что подобных ей актеров в городе больше не осталось. С таким масштабом, с такой школой, с таким послужным списком. Поэтому подходящих кандидатов на главную женскую роль просто не оказалось. Справедливости ради нужно отметить, что претендентки были, но путем подковерных интриг Ирину Хакамаду и Оксану Дмитриеву удалось отодвинуть на задний план. По слухам, продюсер не хотел участия в фильме актрис, равных по звездности Матвиенко. И осталась прима одна во всей красе.
Валентина Матвиенко убедительно сыграла главную роль, причем поучаствовать ей удалось не только в главном проекте года - «Выборы губернатора», но и в короткометражке «Новый полпред», и в праздничной постановке «Трехсотлетие». Играла профессионально, используя весь накопленный потенциал.
Лучшая мужская роль: Владимир Яковлев
К сожалению, город мог наслаждаться удивительным талантом господина Яковлева лишь первые шесть месяцев 2003 года. Личные обстоятельства вынудили Владимира Анатольевича покинуть проект «Выборы губернатора», его пригласили с Москву в блокбастер «Реформа ЖКХ». Несколько главных ролей Яковлева в небольших картинах и участие (правда, недолгое) в главном фильме года оставило прочих кандидатов на кинополитпремию далеко позади. Недаром в кинотусовке уже заговорили о смене эпох, звездная «эпоха Яковлева» перешла в не менее интересную «эпоху Матвиенко».
Владимир Анатольевич ярче всего раскрыл свой талант в трагических ролях: всеми преследуемого, предаваемого градоначальника, до конца боровшегося за губернаторское кресло, но не выдержавшего натиска многократно превосходящих сил неприятеля. Яковлеву удалось убедительно сыграть мученика, вызывающего острое сочувствие и сострадание не только у простых зрителей, но и профессиональных киноманов.
Лучшая женская роль второго плана: Анна Маркова
Госпожа Маркова лишь в середине года вырвалась на первые роли из многочисленной массовки. Режиссерам удалось разглядеть нетривиальный талант в молодой актрисе, ранее игравшей лишь эпизодические роли. В какой-то момент ее отношение к работе над фильмом «Выборы губернатора» стало слишком серьезным. Наиболее смелые критики рискнули предположить, что при таком таланте Анне Борисовне по силам затмить главную звезду постановки - Валентину Матвиенко. Как позже показали результаты, правы оказались более умеренные кинолюбы, отметившие игру Марковой, но предположившие, что больше «роли второго плана» ей пока давать рано. Ведь талант можно и испортить быстро заработанным успехом, к которому иные актеры и актрисы идут годами.
После относительного успеха в фильме «Выборы губернатора» развивать успех Анна Маркова не стала, отказавшись от первых ролей сразу в нескольких постановках. Пожалуй, больше всего ее хотели занять продюсеры боевика «Выборы в Госдуму», но вмиг ставшая популярной актриса вновь отказалась. При этом знающие питерское кинозаку-лисье утверждают, что Маркова вернется в большое кино в самое ближайшее время.
Лучшая мужская роль второго плана: Сергей Беляев
Господин Беляев очень давно не снимался в Петербурге. Местная публика, откровенно говоря, успела его забыть. Каким же удачным стало его кратковременное возвращение для участия в проекте «Выборы губернатора». Большую часть фильма он оставался на заднем плане, однако удивительно ярко и самобытно сыграл в концовке картины. Подавляющее большинство зрителей положительно оценило его неожиданный выход на первые роли в постановке.
Более всего брутальной мужественностью его героя были вдохновлены женщины, хотя среди поклонников оказалось немало мужчин. Специалисты же отметили, что Беляев просто-таки вытянул на себе последние кадры фильма, добавив сюжету совершенно неожиданную интригу.
Недюжинный талант Беляева был мгновенно оценен неизбалованным питерским зрителем. Возможно, актера ждало в Петербурге большое будущее, но новоявленная звезда, на миг блеснув, исчезла с кинонебосклона. Знатоки отечественного кино предположили, что Беляев вернулся в Москву, якобы ему пообещали одну из первых ролей в новом проекте.
Лучший монтаж: «Уход Яковлева в Москву»
Если верить главному герою киноленты «Человек с бульвара Капуцинов», то без грамотного монтажа не обходится ни один уважающий себя профессионал постановочного жанра. Схема этого процесса выглядит так. Сначала происходит одно событие, затем наступает черед другого, а вот дабы зрителю было удобно и комфортно созерцать происходящее, не тратя драгоценное время на несущественные подробности, умелая рука творческого гения вырезает скучные моменты бытия. Это и называют емким словом «монтаж». Не трудно догадаться, что в данной номинации победил эпизод под рабочим названием «Отъезд Яковлева».
Напомним суть этой гениальной находки. Еще в 2000 году проект «Выборы губернатора» не удался. Тогда поляну не поделили двое: Валентина Матвиенко и Владимир Яковлев, в этом году ставшие лауреатами. Поэтому проект «Губернаторша» в те пока еще тревожные и полные ненужной самостийности времена было решено свернуть. Однако, положив сценарий «на полку», Автор не утратил интереса к данному сюжету, через три года высочайшим продюсерским решением проект возобновили. Был придуман новый сюжетный ход: не пытаться сталкивать двух мастодонтов на съемочной площадке, а воспользоваться монтажом, вовремя «вырезав» из фильма одного актера, оставив в кадре другого. Согласно сценарию, накануне празднования 300-летнего юбилея город получил нового полпреда. А сразу после грандиозного юбилейного шоу главный герой картины был приглашен в Москву, и главную роль в одиночку доиграла его партнерша Валентина Матвиенко. Причем ювелирная точность выполненного монтажа так аккуратно секвестировала полномочия действующего губернатора, что дальнейший сюжет выстроился без единого сучка и задоринки. Не даром «Выборы губернатора» оказались лучшей постановкой года сразу в нескольких номинациях - «монтаж» не стал исключением.
Лучшие спецэффекты: Сергей Прянишников
В этой номинации заслуженным победителем стал дебютант кино-сезона - питерский порноделец Сергей Прянишников. Очевидно, специфика жанра наложила свой отпечаток и на неповторимый стиль Прянишникова (ранее лауреат принимал участие лишь в проектах категории XXX и добился в этом немалых успехов).
Чего стоит один только эпизод его появления на пресс-конференции в сопровождении двух очаровательных особ, которые, по наблюдению специалистов, были «скорее раздеты, нежели одеты». К исключительному ноу-хау господина Прянишникова следует отнести и размещение обнаженных красавиц на агитационных листовках. До сих пор питерские киноманы проводят симпозиумы, на которых пытаются разрешить один-единственный вопрос. А именно: считать ли новые киноэкзерсисы Пряника-политика «черным» или же «белым» пиаром? Сам же виновник торжества после дебюта в губернаторской трагикомедии с головой окунулся в участие в думской постановке. И все же необходимо отметить, что повторное «хождение во власть» господина Прянишникова уже не имело своей изюминки. Точнее, «клубнички». Вероятно, поэтому результаты борьбы за теплое кресло в Государственной Думе оказались более чем скромными. Возможно, оно и к лучшему: ну кого в Думе удивишь порнухой?! Однако вклад Пряника в развитие предвыборных спецэффектов, по мнению большинства профессионалов, просто бесценен.
Оператор года: Александр Беглов
Некоторые граждане ошибочно считают, что оператор - должность сугубо техническая. Потому, дескать, обладатели данной специальности лишены творческих успехов. А между тем именно от умения грамотно снять, умело преподнести старания других зависит дальнейшая судьба новоиспеченного шедевра. Таким «техническим талантом», несомненно, следует считать Александра Беглова. Именно под его чутким и... ненавязчивым руководством главы районных администраций Санкт-Петербурга строем стали записываться в ряды «медведей», обеспечивая будущий боевик «Выборы в Госдуму» необходимой массовкой.
Более того, именно благодаря его дару процесс съемок шедевра «Выборы губернатора» прошел по оптимальному варианту. Впрочем, если не считать, конечно, незначительного сбоя со вторым туром. И уж, конечно, именно благодаря господину Беглову достойную концовку, вызвавшую столько восторгов, обрел боевик «Выборы в Госдуму». Причем профессиональную работу оценили не только петербуржцы, знатоки кино, но и московские критики. И все это без какого-либо злоупотребления вниманием публики, без ежедневных выходов «в народ» и «на поклон». Очевидно, что победа в номинации «Лучший оператор года» присуждена Александру Беглову вполне заслужено.
Лучший продюсер, сценарист и автор замысла: Владимир Путин
Вся логика предыдущих номинаций подталкивает нас к тому, чтобы особо отметить заслуги в году уходящем главного продюсера, сценариста и Автора всего происходящего на кинополитсцене страны. Тем более что стартовавшая не так давно киноэпопея «Выборы президента» выявила довольно интересную тенденцию. Дело в том, что в кино-бомонде страны практически не осталось желающих соревноваться за первенство в данных номинациях. Высокотитулованные ветераны признали безоговорочно единственным Мастером политической постановки действующего Автора и сценариста Российской Федерации. Нам лишь остается признать абсолютное лидерство в перечисленных номинациях самого Владимира Владимировича. А также поздравить его с очевидной победой.
|