Северо-Запад в минувшую субботу обрел нового президентского полпреда. Им стал экс-вице-премьер, экс-министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов.
Карьерный взлет гендиректора ЛОМО начался в августе 1997-го, после того, как Борис Ельцин в одном из своих традиционных радиообращений к нации назвал его в числе лучших директоров России. Президентская похвала подействовала: уже в конце года Клебанова позвали в петербургское правительство на должность главы комитета экономики и промышленной политики (на смену так и не сумевшему вписаться в новые реалии Дмитрию Сергееву). В январе 1998-го Клебанов получил статус первого вице-губернатора.
Дальше - выше. В мае 1999-го он принимает предложение Сергея Степашина и становится вице-премьером в формируемом им российском правительстве. Новый статус Клебанова был подтвержден Владимиром Путиным как при формировании своего кабинета, так и при утверждении состава правительстве Михаила Касьянова.
Пожалуй, главное, чем Клебанов запомнился широкой общественности за время своей работы в Белом доме, стало его руководство подъемом подводной лодки «Курск». Стоит к слову отметить, что во Дворце бракосочетаний ему придется работать с одним из главных действующих лиц драмы «Курска» - экс-начальник штаба Северного флота Михаил Моцак трудится сегодня первым заместителем полпреда по СЗФО.
Именно после «Курска» Клебанов смог добиться максимального аппаратного веса - в октябре 2001-го к вице-премьерскому статусу он добавил портфель министра промышленности, науки и технологий (лишив этого поста «верного касьяновца» Александра Дондукова).
Однако именно вершина расцвета, как известно, является началом упадка. В январе 2002-го вице-премьер Клебанов оказался замешан в громком скандале, связанном с повышением экспортных пошлин на подержанные иномарки. Решение об этом - вопреки позициям Михаила Касьянова, Алексея Кудрина и Германа Грефа - было принято по инициативе вице-премьера на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле (причем сам Касьянов в это время находился в отпуске) Вернувшийся в Москву премьер отменил решение о повышении пошлин. А уже в феврале Клебанов лишился вице-премьерского кресла (портфель министра за ним сохранили).
С чем Клебанов едет в Петербург? Вопрос этот не столь прост, как кажется на первый взгляд. Перед его предшественниками были поставлены совершенно конкретные задачи. Виктор Черкесов должен был создать необходимые условия для того, чтобы нелюбимый Кремлем губернатор Петербурга Владимир Яковлев лишился своего поста. А Валентина Матвиенко в свою очередь должна была перехватить у Владимира Яковлева полномочия по управлению северной столицей. Надо отметить, что оба они со своей работой справились.
Однако именно «феномен Матвиенко» может сыграть злую шутку с полпредом Клебановым. Ибо после того, как Валентна Ивановна стала губернатором Петербурга, использовав формально куда более статусную должность полпреда лишь в качестве плацдарма, стало понятно: при практически повсеместно выстроенной вертикали власти полпредства потеряли свою былую значимость. В новых условиях за президентскими представителями в основном остались представительские и технические функции.
Лишним свидетельством тому может служить комментарий самой Валентины Матвиенко по поводу нового назначения: «Илья Иосифович будет очень полезным для города в решении тех проблем, которые связаны с федеральным центром. В Петербурге очень много федеральных учреждений, предприятий, других организаций, к которым у нас есть очень много вопросов. Я считаю, что Илья Иосифович будет оказывать помощь в решении этих вопросов».
|