На минувшей неделе в Санкт-Петербургском городском суде закончился допрос обвиняемых по делу так называемой «банды Сбитнева». Ни один из них не признал себя виновным в бандитизме и покушениях на убийства. Двое - Виктор Дуданов и Максим Хомылев - отказались от дачи показаний. Обвиняемый Дмитрий Редкин признался в угоне автомобиля. А сам Игорь Сбитнев, которого следствие считает организатором и главарем банды, фактически заявил, что стал жертвой интриг со стороны Руслана Коляка - одного из потерпевших по данному делу.
Напомним, подсудимым помимо бандитизма вменяется организация двух покушений: на Михаила Ошерова - советника думского спикера Геннадия Селезнева и на адвоката Руслана Коляка (девятое, т. н. «банное» покушение). Эпизод с приготовлением на покушение гендиректора охранного предприятия «Балтик-эскорт» Романа Цепова в обвинительное заключение не вошел - следствие решило, что участники банды добровольно отказались от совершения преступления, и потому освободило их от уголовной ответственности по данному эпизоду.
Итоги судебного процесса предсказать практически невозможно: свои козыри есть и у защиты, и у обвинения. С одной стороны, у горпрокуратуры вроде бы имеется «железная» доказательная база на всех обвиняемых. С другой - за время, прошедшее после совершения преступлений, ушли из жизни три главных фигуранта данного дела, что может существенно повлиять на его судебное рассмотрение. Летом 2001 года сгорел в бане Александр Сериков - именно он, по версии следствия, выстрелил 16 октября 1998 года из самодельного пистолета (переделанного из газового) в голову Михаилу Ошерову в подъезде его дома на Сенной площади. Не исключено, что киллера убрали его же подельники.
В октябре прошлого года был убит Виктор Марков по прозвищу Марчелла, которого прокуратура считает одним из членов банды. Он активно сотрудничал со следствием и, вероятно, потому оставался на свободе - обвинение ему собирались предъявить позже. Именно Марков во время следствия опознал Игоря Сбитнева как «бригадира преступной группы, входящей в «тамбовское» преступное сообщество». Как следует из показаний Маркова, «Сбитнев давал указание членам своей банды о совершении убийств Ошерова, Цепова, Коляка». Марчелла скончался от тяжких телесных повреждений, и, похоже, это было не заказным убийством, а результатом одной из разборок покойного со своими приятелями - у него часто возникали проблемы из-за злоупотребления наркотиками и связанными с этим долгами. Один из подозреваемых в убийстве Маркова - молодой спортсмен-легкоатлет Александр Шехтель - был оправдан во время следствия, другой - Вадим Яковлев по прозвищу Флинт - числится в розыске.
Наконец в августе нынешнего года в Крыму был расстрелян потерпевший Руслан Коляк, который вместе с сотрудниками 10-го отдела УУР фактически провел основную оперативную работу по «делу Сбитнева». Два года назад, когда Коляка обстреляли возле бани на Озерной улице, он, едва выйдя из больницы, тут же разыскал брошенный киллерами автомобиль «ВАЗ-2109», выяснил, что он был угнан со стоянки, вышел на группу профессиональных автоугонщиков, а через них - на Марчеллу, которого уговорил сдаться правоохранительным органам и выдать полный расклад по «группе Сбитнева». Заказчиком покушения на себя Руслан Коляк открыто называл близкого знакомого Игоря Сбитнева - одного из лидеров «тамбовского бизнес-сообщества» Михаила Глущенко, давно уже живущего за пределами России. Однако оснований для уголовного преследования Глущенко следствие не нашло. Так и осталось неизвестно, кто же конкретно стрелял в Руслана Коляка - члены группы Сбитнева обвиняются лишь в организации этого покушения.
На суде Дмитрий Редкин (находящийся под подпиской о невыезде) признался, что угнал ту самую «девятку», из которой по версии следствия, был обстрелян Коляк, по просьбе другого подсудимого - Дмитрия Антипова, администратора ООО «Родник». Антипов же заявил, что просил Редкина не угонять, а всего лишь подыскать подходящий автомобиль для продажи своему знакомому Володе, с которым он тренировался в спортзале. Кто такой этот «Володя» - выяснить невозможно, поскольку фамилии его Антипов не знает. Сделка состоялась, «девятка» перешла в руки «Володи» - очевидно, у него и надо спрашивать, что происходило с автомобилем в дальнейшем.
Игорь Сбитнев, представившийся на суде заместителем гендиректора ООО «Родник» и гендиректором ЗАО «Инсет», не признал себя виновным ни по одному пункту обвинительного заключения. Он рассказал, что в свое время Руслан Коляк не раз предлагал ему участвовать в совместных коммерческих проектах, которые не вызвали у Сбитнева интереса. Но Коляк оказывал на него давление и требовал денег, обещая в противном случае неприятности. В частности, Коляк, по словам Сбитнева, грозился рассказать правоохранительным органам о преступлениях, которые якобы совершали Сбитнев и его люди. Сбитнев посоветовался со своими компаньонами и решил: «Лучше буду сидеть, но денег Коляк не получит». Вскоре угроза Коляка действительно сбылась.
Наибольшее оживление в зале суда вызвало одно из ходатайств адвоката Андрея Ермилова, защищающего Виктора Дуданова. По версии следствия, Дуданов (оружейный мастер-самоучка по прозвищу Кулибин) являлся членом «банды Сбитнева» и изготовлял в своей мастерской в деревне Малое Замостье глушители для оружия, которым пользовались киллеры. Кстати, в доме у Дуданова был обнаружен целый оружейный арсенал. Адвокат попросил приобщить к материалам дела справку о том, что Виктор Дуданов, начиная с 1975 года, продавал на рынках города рассаду и сельхозпродукцию, выращенную на своем участке. По логике адвоката, подсудимый привык жить на трудовые доходы и потому не мог быть членом банды. Это вызвало резкий протест прокурора Алексея Бундина, который назвал данное ходатайство «издевательством над правосудием». Однако судья Владимир Каширин никакого издевательства здесь не усмотрел и приобщил к делу справку о рассаде.
Прения сторон начнутся на этой неделе. Нетрудно догадаться, что защита попытается вызвать недоверие суда к показаниям покойных Коляка и Маркова: у одного была весьма противоречивая репутация, у другого - увлечение наркотиками.
|