Валентине Матвиенко предстоит доказать, что она может не только побеждать с помощью «административных технологий», но и эффективно управлять мегаполисом
Традиционное посещение Петербурга Владимиром Путиным в день своего рождения увенчало «спецоперацию» по избранию Валентины Матвиенко губернатором. Формат, в котором глава государства поздравил победителя и благословил на управленческие свершения, отчасти должен компенсировать конфуз федерального центра в родном городе Путина. Избрание лишь во втором туре, при беспрецедентно низкой для политически активного Петербурга явке (28,25%) и очевидной популярности кандидата «против всех» (11,75%) - это уже не триумфальная победа Матвиенко (хотя она и получила 63,16% голосов). Особенно, если учесть масштаб задействованного административного, политического, финансового ресурса.
Выбор слабых
«Город устал» от навязанного ему стиля выборной кампании, и это подтвердило голосование во втором туре. Абсентеизм избирателей - несомненная тенденция, выражающая протестные настроения горожан, уровень их доверия к власти и уверенность в предопределенности исхода кампании. Ссылки на природный фактор несостоятельны. На этот раз и при не очень хорошей погоде петербуржцы повели себя так же пассивно, как и в солнечное воскресенье 21 сентября (явка оказалась даже ниже на 0,8%). Почти на 1% прибавилось и голосующих «против всех».
Не может не беспокоить и то, что в еще только формирующемся российском гражданском обществе электоральную погоду определяет устойчивая категория «профессиональных избирателей», которые неизменно посещают выборы. В основной своей массе это люди старшего поколения, голосующие зачастую исходя из соображений собственной «социальной защищенности». Именно на этой «поляне», где с благосклонностью воспринимаются всевозможная социальная риторика и популизм, играли оба финалиста губернаторских выборов. Мобилизовать же избирателей «самодостаточных», экономически независимых, то есть представителей многочисленного «среднего класса», не удалось ни Матвиенко, ни Марковой. Вернее, они к этому и не стремились.
Женская работа
Маркова, получившая 24,18% голосов, пустила кампанию на самотек - она отказалась даже от работы «полевиков». Виной ли тому исчерпанность финансовых ресурсов или некие «сигналы свыше» (а скорее всего, и то и другое вместе), но Маркова так и не решила ни одной своей имиджевой проблемы. Из «наследницы Яковлева» она не смогла превратиться в «защитницу свободы и демократии». «Работа на позитив» свелась к обнародованию программы, в которой призывы к «петербургскому патриотизму» только подчеркивали экономическую безграмотность составителей.
Политтехнологи Матвиенко не слишком удачно попытались сыграть на «синдроме присоединения к большинству», выдвинув многообещающий слоган «Нас большинство. Подтвердим свой выбор». Отчасти это произошло из-за того, что за две недели так и не удалось избавить петербуржцев от ощущения агрессивного навязывания фигуры Матвиенко. Предав остракизму возглавляемых г-ном Виноградовым московских политтехнологов из ФЭПа и пообещав заменить их «новыми людьми, способными довести В.И. Матвиенко до победы во втором туре», штаб основного кандидата тут же наделал других ошибок.
Во втором туре ставка опять была сделана на низкую явку как на наименьшее зло: трехкратный отрыв от Марковой позволял надеяться, что Матвиенко хватит достигнутого 21 сентября электорального запаса прочности. Видимо, именно поэтому перед вторым туром Горизбирком, по сути, не призывал к участию в выборах (особенно в телеэфире). Вопреки традициям, 5 октября весь день молчали уличные громкоговорители. Позже, на волне победной эйфории, заместитель полпреда Евгений Макаров обосновал это нежеланием «раздражать» жителей (впрочем, непонятно, по какому праву чиновники полпредства вообще вмешиваются в работу городской радиотрансляционной сети и чем это отличается от злоупотреблений административным ресурсом!).
Кто за кадром?
Главной интригой послевыборного периода станет формирование правительства. Впрочем, не совсем ясно, по какой «методике» и как это будет происходить.
В отличие от ситуации 1996 года, когда Яковлев опередил Собчака менее чем на 2% и был изначально связан кадровыми обязательствами с партнерами по коалиции, Матвиенко не испытывала нужды в подобных договоренностях. Зато, несомненно, в данном случае назначение на ряд ключевых постов будет просто продиктовано из Москвы, с учетом интересов различных группировок в администрации Президента и правительстве. Часть кадров, возможно, Матвиенко рекрутирует из среды бизнес-групп, ранее засвидетельствовавших ей свою поддержку (разумеется, сама Валентина Ивановна категорически отрицает наличие каких-то предварительных договоренностей и заверяет в своей «равноудаленности» от бизнеса и криминала). Будут в администрации и бывшие коллеги Матвиенко по комсомольско-партийной работе в Ленинграде. Наконец, на занятие каких-то должностей, пусть и не первого ранга, могут претендовать некоторые активисты Проектного комитета.
Эксперты скептически оценивают перспективу создания Матвиенко «однородной» команды современных, высокопрофессиональных управленцев, готовых реализовывать единую для всех программу развития города. К тому же Матвиенко сразу после избрания публично заявила, что она категорически против введения поста председателя правительства, что, на наш взгляд, могло бы стать отправной точкой при реформировании системы городской власти, обеспечении большей эффективности и прозрачности.
Информированные наблюдатели говорят, что на каждый вице-губернаторский портфель есть по пять-восемь соискателей, всерьез рассчитывающих на свое назначение! Тем не менее наиболее вероятным претендентом на должность председателя Комитета по печати и связям с общественностью считается главный редактор газеты «Невское время» Алла Манилова. Высоко оценивают шансы сохранить свои позиции председателя КУГИ Валерия Назарова и председателя Комитета по строительству Александра Вахмистрова. Решенным считается вопрос с отставкой председателя КЭРППиТ Сергея Ветлугина и переводом и.о. губернатора Александра Беглова на партийную работу (с избранием в Госдуму по списку «Единой России»).
Скорее всего, кадровые назначения в Смольном преподнесут немало сюрпризов. Не во всех случаях будут очевидны критерии отбора руководителей. Принятые недавно ЗакСом поправки к Уставу позволят вывести назначение ряда членов правительства из сферы публичности. Можно представить, как это будет оправдываться: дескать, граждан не должна интересовать «кухня» в коридорах власти, ведь главное, что ее «высшая цель - человек». Склонность к популизму Матвиенко уже продемонстрировала, хотя на самом деле и городская элита, и значительные слои экономически активного населения ждут от нового губернатора совсем другого.
|