По методам, которыми действовала Валентина Матвиенко, полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, можно предугадать первые и последующие шаги нового главы Санкт-Петербурга
Питер - колыбель федеральной реформы, нового путинского курса. Отсюда родом те, кто ее задумывал, многие из тех, кто ее осуществляет. Здесь сейчас происходят наиболее интересные события, отрабатываются модели для будущего. В полном, кстати, соответствии с идеями «Проектного комитета», разрабатывавшего программу «Петербург - федеральное измерение» для Валентины Матвиенко: «Город станет пилотной площадкой для решения общенациональных задач... Санкт-Петербург как столица интеллектуальная должен стать генератором идей. А Москва как административный центр может тиражировать эти идеи и технологии на остальную часть Российской Федерации».
Какие же идеи - а главное, методы их воплощения - несет с собой Валентина Ивановна и те, кто перед выборами возвел ее на пост президентского полпреда в СЗФО?
Логика замены
Мартовский уход Виктора Черкесова (из «северо-западных» полпредов - в новую спецслужбу Госнаркоконтроль) стал до определенной степени неожиданностью, хотя слухи о том или ином его новом назначении возникали регулярно. А тут вроде еще добавилось сильное недовольство президента в связи с низкой эффективностью использования огромных средств, отпущенных на празднование 300-летия Петербурга.
«Вечному врагу» полпреда губернатору Владимиру Яковлеву дали провести юбилей города. Однако возникла проблема с лицом города (страны) и «хозяином» на празднике. Кремль не хотел видеть в этом качестве Яковлева, но и напряженное лицо Черкесова не годилось; самое время выгодно подать обаятельную даму. К тому времени принципиальное решение о создании службы по борьбе с наркотиками было уже принято, и Виктор Черкесов имел к нему непосредственное касательство. А сменившая его в Петербурге Валентина Матвиенко до этого курировала юбилей от правительства. Четвертым главным действующим лицом закрученной интриги стал замминистра МВД генерал-полковник Андрей Черненко, который как раз и выявил серьезные недостатки в использовании юбилейных бюджетных средств, а также в работе силовых ведомств города.
Кадры
Устранение двух главных полюсов - Черкесова и Яковлева - привело к изменению всей конфигурации «силового поля» округа. Практически сразу вслед за Виктором Черкесовым из округа ушли два его ключевых зама-чекиста: первый зам полпреда Александр Федоров, отвечавший за работу с федеральными структурами, и «простой» зам Сергей Свиридов, ведавший кадрами. На вакантные места пришли уже упоминавшийся Андрей Черненко (сейчас он - и.о. полпреда) и Александр Нестеров - петербуржец из банкирского дома, тоже выходец из правоохранительных органов. Таким образом, демилитаризации полпредского аппарата - с заменой его главного чекистского лица на штатское женское - не произошло. Разве что силовиков из ФСБ заменили силовики из МВД.
В апреле, в канун празднования юбилея Питера, были заменены начальник окружного управления МВД и несколько милицейских начальников рангом ниже. Тогда же ушел и прокурор Петербурга, которого срочно заменил главный федеральный инспектор. После празднования пришел черед и ФСБ: в июне поменяли «главного чекиста» Петербурга и области - председателя Совета начальников органов ФСБ округа.
Начало
«Медовый месяц» Валентины Матвиенко на полпредстве длился недолго. Но результаты его впечатляют: только за апрель она успела посетить едва ли не половину подопечных регионов. Причем приезжала она не просто знакомиться, а во всеоружии - с достаточно жесткими и решительными заявлениями.
По поводу первого официального визита нового полпреда в Республику Коми журналисты заметили, что «фактически в Сыктывкаре на примере отдельно взятой республики Матвиенко публично рассказала региональной элите Северо-Запада о ее будущем. Будущее выглядит очень реально: СЗФО ожидают борьба с коррупцией и аудит финансовых и материальных ресурсов». Уже в аэропорту Валентина Матвиенко заявила: «Казнокрадство и коррупция в республике достигли таких масштабов, что если не будут приняты действенные меры по очищению власти, то это станет экономически небезопасно для региона».
Впрочем, Валентина Матвиенко была готова и помочь в решении тех проблем, где требовалось вмешательство центра. Например, была проведена инспекция-ревизия ключевых неурядиц Северо-Западного округа - таких, как транспортная система (подписывается меморандум с Минтрансом, президент Путин приезжает для разговора о наполнении территориальных дорожных фондов), ТЭК и энергетическая безопасность (подписывается меморандум с «Газпромом»), ЖКХ... Что касается последнего, то президент после катастрофической по последствиям прошлой зимы обязал полпредов взять вопросы подготовки к холодам под свой личный контроль. И Матвиенко обращала особое внимание на эти вопросы - сама и через своих эмиссаров, составивших специальные комиссии в ряде регионов.
Выставляя Матвиенко на выборы, Кремль не поскупился на приданое. Такого наплыва высших федеральных чиновников, руководителей ведомств, глав естественных монополий и банкиров, как в апреле - июле, северная столица еще не видела. И каждый из них приезжал к «хозяйке» Питера не с пустыми руками. Среди «подношений» - почти по миллиарду рублей из федерального бюджета на ремонт петербургского метро и на реставрационные работы; согласие «Газпрома» заняться срочной газификацией пригородов; инвестиционный кредит Сбербанка Сенежскому ЦБК (Карелия) на 0,4 млрд. евро; в перспективе - 1 млрд. рублей на ЖКХ от Госстроя, четкое обещание помочь с федеральной целевой программой «Ветхое жилье Санкт-Петербурга» и др.
Работа на контрасте
В отношениях с региональными руководителями показательные популистские порки во время визитов полпреда в регионы сочетались с общим потеплением и отказом от конфронтационного стиля. Улучшение отношений с губернаторами - выраженное в замене мрачного чекиста Черкесова улыбающейся дамой - совпало с общим изменением позиции Кремля по отношению к губернаторам, которые из стратегических врагов федерального центра превратились в тактических союзников на выборах. В СЗФО это было особенно кстати, поскольку выборы там после назначения Матвиенко предстояли сразу в четырех регионах (в Новгородской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге - в сентябре, в Мурманской - следующей весной). Если прежде полпредство было в достаточно жесткой конфронтации по крайней мере к трем из региональных глав, то, заменив Владимира Яковлева на лояльного и.о. губернатора Александра Беглова (креатура полпредства, лидер региональных «единороссов»), оно значительно смягчилось и к оставшимся: сконцентрировавшись на «своих», питерских выборах, не особо вмешивается в остальные.
Перспектива
Победа Валентины Матвиенко, возможно, создаст новый, еще нигде не опробованный прокремлевский дуэт «полпред - главный губернатор». Хотя здесь уместно вспомнить и об идее, давно витающей во властных структурах: полпредам по совместительству возглавлять центральный регион округа. Почему бы и нет?
Относительно того, кто заменит Матвиенко на посту полпреда, можно лишь строить предположения. Впрочем, сам характер обсуждаемых вариантов показывает логику реформы власти в глазах тех, кто за ней наблюдает. В качестве нового полпреда чаще всего называются следующие имена:
Андрей Черненко, первый зам и нынешний и.о. полпреда;
Владимир Литвиненко, близкий к Путину ректор Горного института; в 2000-м он возглавлял питерский штаб нынешнего президента, сейчас - штаб Матвиенко;
Георгий Полтавченко, коллега Валентины Матвиенко в Центральном федеральном округе.
Похоже, что «вариант Черненко» не просто наиболее вероятный, а уже практически реализуемый. Можно сказать, что вслед за передачей общего руководства операцией в Чечне от ФСБ к МВД нечто аналогичное осуществляется в Питере. Виктор Черкесов хоть и провел перед назначением полпредом пару лет в Москве, оказался недостаточно «чужим», чтобы не вмешаться активно в свары местных элит, и недостаточно «своим», чтобы не вызывать отторжения у простых граждан-петербуржцев, особенно интеллигенции, традиционно играющей в Петербурге особую роль. Для этой ситуации Андрей Черненко - москвич, но родом из Хабаровска, генерал-полковник, но журналист, - может, пожалуй, подойти лучше.
Но каковы возможные планы Матвиенко на посту губернатора? Прежде всего обезопасить себя от проблем с парламентом, стоивших места Владимиру Яковлеву. Пакет «неофициальных» инициатив полпреда в отношении новой редакции Устава города, который начал обсуждаться в городском Законодательном собрании, резко усиливает исполнительную власть. Сама ее структура будет отдана на откуп губернатору. Правовые акты администрации уже не должны будут проходить через городской парламент, исчезнет практика депутатских запросов и вызовов представителей администрации для получения информации, еще больше ослабеет местное самоуправление. Петербург в этом отношении становится похож на Москву, но только с послушным Кремлю градоначальником.
Ясности относительно того, как распорядится новый губернатор своими полномочиями, пока меньше. Идеи, высказанные Валентиной Матвиенко, не блещут пока новизной и оригинальностью и обращены наполовину к городу, наполовину к центру. Здесь и меры по недопущению развала городского ЖКХ, на который должно выделяться больше средств; и развитие науки и культуры со строительством колледжей для одаренных детей и созданием аналога «Силиконовой долины» за счет федеральных средств; и помощь малому и среднему предпринимательству, включая пересмотр налоговой политики... Есть среди замыслов Валентины Матвиенко и перенос в Петербург некоторых столичных функций, - скажем, верхушки судебной власти или Совета Федерации.
Пробный шар?
По всей видимости, в случае с СЗФО мы имеем дело с плановой, хорошо подготовленной и глубоко эшелонированной двойной заменой - полпреда и губернатора. Разыгрываемая комбинация - многоходовая и многоцелевая. Сама схема использования аппарата полпредства как промежуточного этапа для пересадки нужного Кремлю кандидата «на регион» не нова и опробована в разных местах - в той же Ингушетии, где Мурат Зязиков заменил опального Руслана Аушева. Новое здесь - масштаб задействованных фигур, степень включенности в процесс президента и высших федеральных чиновников.
При Валентине Матвиенко президентское полпредство жило двойной жизнью. Параллельно с очень публичной, демонстративной деятельностью полпреда и по совместительству кандидата в губернаторы без лишнего шума осуществлялись реструктурирование и мощные перестановки в силовых структурах. Между этими двумя жизнями есть тесная связь. Причем ведущую роль здесь играют - по крайней мере, иногда - люди в погонах, что хорошо видно из первых поездок Валентины Матвиенко и Андрея Черненко с сопутствующей им сменой региональных силовиков.
Многое из происходящего в СЗФО происходит впервые, а потому представляет особый интерес. В первую очередь это параллельные «размены»: полпреда и губернатора-»хозяина», глав региональных структур МВД и ФСБ. Определенная симметрия этих замен наводит на мысль о системном их характере и постоянном стремлении к поддержанию баланса. А в отношении замены губернатора важна демонстрация возможностей управляемой демократии. Вглядитесь в портретную галерею мэров Петербурга - это одновременно образы разных этапов российской демократии: митингово-интеллигентского, хозяйско-прорабского, ренессансно-государственнического. Или, может быть, антисоветского, аполитичного и неосоветского?
|