Валентина Матвиенко потерпела на выборах сокрушительное поражение. Нет, она не проиграла своим конкурентам, и даже более того, набрала в три раза больше голосов, чем её ближайший преследователь. Но штабу Валентины Ивановны не удалось выполнить свою главную задачу - победить в первом туре. Хотя для этого было сделано практически всё возможное и невозможное.
Полномочный предствитель Президента в Северо-Западном округе вместе с губернатором успешно отпраздновали 300-летний юбилей Санкт-Петербурга, после чего Владимиру Яковлеву сделали предложение, от которого он отказаться был не в силах (впрочем, отказаться вполне даже мог, но решение идти на выборы стало бы последним в его политической карьере). Оставшись таким образом без губернатора, Петербург фактически перешёл в руки полпредства. Тут же была организована сумасшедшая по своей концентрированности и нацеленности кампания. Регулярные бомбадировки и артобстрелы вкупе с кавалерийскими наскоками на избирателей и конкурентов должны были рано или поздно сделать своё черное дело. По части использования чёрных, серых, белых и прочих технологий питерские выборы переплюнули все скандалы вместе взятые. Судебные разбирательства следовали одно за другим; милиция и прочие силовые органы проклинали того, кто придумал эти выборы, разрываясь между своими прямыми обязанностями и давлением сверху; город напоминал растревоженное осиное гнездо, а на вопрос "за кого вы будете голосовать" можно было вполне получить по фэйсу.
Пропагандисткая машина ни на минуту не останавливалась и продолжала ежедневно выплёвывать в сумрачный питерский воздух очередную порцию предвыборной агитации. Для того, чтобы застраховаться от любых возможных неприятностей было сделано всё. Была установлен предельно низкий барьер для явки избирателей - 20%. От выборов были устранены все более мене известные политики федерального уровня. Практически все общероссийские политические партии и движения заявили о своей поддержке Валентины Матвиенко, а часть кандидатов в последний момент снялись с дистанции, выразив последней своё полное доверие. Сам Президент России Владимир Путин недвусмысленно благословил Валентину Ивановну на губернаторство. Словом, дело оставалось за малым - за проведением непосредственно самого акта свободного волеизъявления населения. И, несмотря на то, что как до, так и после голосования штаб Валентины Матвиенко и она сама оптимистично заявляли о том, что не боятся второго тура выборов, результат, тем не менее, был подобен грому среди ясного неба: второму туру быть.
Как только не уговаривали петербуржцев "проявить сознательность, быть мудрыми, не поддаваться на провокации", но первым ударом стала потрясающе низкая явка избирателей - 29% от тех, кто имеет право голоса. Вторым, самым болезненным ударом оказался момент, когда стало ясно, что Матвиенко не дотянула до вожделенного барьера в "50% + один голос". Причем не дотянула каких-то роковых полтора процента. Впрочем, даже здесь Валентина Ивановна не потеряла лица, повернув ситуацию в свою пользу. «Нас обвиняли в использовании административного ресурса. Если бы мы хотели и могли бы его использовать, то добрали бы 1,4 процента голосов» – заявила кандидат. По ее мнению, такие результаты показывают свободное волеизъявление граждан. Однако это мало скрашивает горечь поражения, пускай и локального. Нет никаких сомнений, что во второй тур Матвиенко вышла в ранге фаворита и, если не произойдёт ничего экстраординарного, уверенно выиграет выборы.
Однако есть ещё один подводный камень, о который споткнулась полпред - это тот самый, самый зловещий кандидат "против всех". По результатам голосования его доля составила 10,97% голосов. На самом деле, против всех проголосовало бы ещё большее количество избирателей, если бы не одно "но". В беседах с петербуржцами выявилась одна любопытная деталь. Примерно половина проголосовавших за Валентину Матвиенко сделало это... от безысходности. На их решение повлиял именно тот фактор, что с приходом Матвиенко в Петербург придут деньги из Центра. Насколько это окажется правдой покажет время, но народ голосовал не за крепкого хозяйственника Матвиенко, а за тот мостик, по которому на Питер выпадет золотой дождь.
Но да это дело завтрашнего дня, а сегодня стало ясно - выборы в Санкт-Петербурге стали подготовительной площадкой для выборов Президента в следующем году. Своеобразным зеркалом, выражающим отношение населения к политике Владимира Путина. На данный момент, с учётом определённой гордости (можно даже сказать столичной гордости) петербуржцев, не желающих, быть пешками в чужой игре и чуть ли не из вредности упирающихся при усиливающемся на них давлении, можно констатировать - лимит доверия к Президенту РФ пока ещё не исчерпан. Вопрос в том, сможет ли он сохранить и приумножить его? Если до сего момента многочисленные огрехи в политике списывались на подковерные интриги его окружения, то теперь Владимир Путин оказался лично ответственным, принародно поддержав Валентину Матвиенко.
Так что последующие две недели вряд ли изменят существующую расстановку сил, а Валентине Ивановне с командой уже сейчас надо озадачиваться городскими проблемами, коих за время предвыборных баталий накопилось немало. Во-первых, это дефицит городского бюджета, который, в принципе, сверстан, но к которому остается слишком много спорных вопросов. А во-вторых, подготовка города к зиме. От того насколько оперативно и качественно решатся эти проблемы и зависит дальнейшая судьба Матвиенко в качестве городской головы.
Но, не будем опережать события и подождем второго тура голосования, который определит губернатора, но, к сожалению, не определит выбор петербуржцев.
Проблема низкой явки избирателей приводит к тому, что победители выборов на самом деле таковыми не выглядят. Если взять уже прошедшие выборы, то средний порог явки избирателей и составляет те самые злосчастные 30-40%. Получается, что руководителя городской или областной администрации выбирают 15-20% далеко на самой активной и разумной части избирателей. Так было в Омске, Екатеринбурге, Новгороде и вот теперь - в Санкт-Петербурге.
В первом туре за Валентину Матвиенко проголосовало чуть более пятисот тысяч избирателей, что и составляет как раз около 15% от их общего количества и не факт, что во втором туре Матвиенко сможет набрать больше. Часть протестного электората может проголосовать за Анну Маркову. Часть населения, проголосовавшая в этот раз, может просто проигнорировать второй тур. Так что как сама Матвиенко, так и её соперница могут недосчитаться части голосов. Такой абсентеизм среди избирателей вызван, скорее всего, предопределенностью итогов выборов для большинства избирателей. По данным социологических исследований, только треть среди пришедших на выборы считает, что таким образом они воздействуют на политическую жизнь страны. Остальные же либо идут, что называется, по приколу, по привычке или же их попросту загнали на избирательные участки. В результате мы видим, что между властью и обществом разрастается огромная пропасть. Они находятся на разных полюсах и отдаляются всё дальше и дальше друг от друга, а это несет опасность как для власти, так и для общества.
|