Губернаторская кампания в Питере получилась самая обыкновенная. В прошлый раз, в 2000 году, тоже был один явный фаворит, и тоже из начальства. Если б президент Путин, отправивший Владимира Яковлева на повышение, до сих пор не держал руку на пульсе города, лето 2003 года вообще запомнилось бы не выборами, а дождями да грибами.
Путинским путем
Когда глава государства принял в Кремле Валентину Матвиенко, аналитики заговорили, что Путин в первый раз недвусмысленно указал на своего кандидата. На самом деле президент России, как терпеливый учитель в школе, "повторил для бестолковых". Все лето он только и делал, что слал знаки, направляя Петербург на нужный ему путь. Когда гости 300-летия разъехались из Питера в полном восторге, Путин поблагодарил полпреда. Следующим шагом была очередная революция в стенах Зимнего дворца - на выездном заседании Госсовета в середине июня президент произвел Яковлева из губернаторов в вице-премьеры.
Правда, избирательная кампания в городе началась гораздо раньше и не по путинской инициативе. Вице-губернатор Анна Маркова, представлявшая Яковлева в Законодательном собрании, объявила, что пойдет на выборы, потому что городу навязывают одного кандидата, и она, жертвуя карьерой и благополучием, составит альтернативу. Маркова говорила, что на нее давят со страшной силой, угрожают "посадить под каток", а также предложила спросить у президента, что он думает о выборах в Петербурге.
Ни в какое ДТП ни с катком, ни с другим транспортным средством вице-губернатор не попала. Разве что месяцем позже Уставный суд "приговорил" ее Административный комитет. Но исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов предложил ей аналогичную должность, от которой Маркова отказалась. А Путин свое мнение высказал - рассказал в Калининграде, что поддерживает планы полпреда. Да еще "поделился" с Матвиенко кадрами: дал ей в начальники предвыборного штаба ректора Горного института Владимира Литвиненко, который в 2000 году был начштаба на выборах самого Путина.
Ай-ай-ай, кампания
Питерский парламент назначил голосование на 21 сентября. Кампания по выборам губернатора стартовала 2 июля, и в Горизбирком, как обычно, потянулись разного рода чудики. Один заявил, что хочет баллотироваться, потому что у него пенсию отобрали. Другой светил голыми коленками, т.к. не нашел для визита в комиссию ничего приличнее шорт. Помелькал в правом крыле Мариинского дворца и небезызвестный борец с бюрократами всех мастей Рудик Каграманов.
Полпред долго оставалась единственным серьезным кандидатом. Некоторые даже забеспокоились - Валентина Матвиенко, по их мнению, слишком часто мелькала в телеэфире. Обвинили власть в ущемлении свободы слова и обиделись на нового руководителя ТРК "Петербург" Игоря Игнатьева несколько тележурналистов, которые в прежние годы считались "придворными комментаторами" яковлевской семьи, а теперь ушли с ТРК и основали "Петербургскую линию". Сначала это неформальное объединение призвало питерцев голосовать "против всех". Но потом обратилось к партии "Яблоко" и попросило выставить достойного человека. "Яблоко" выдвинуло Михаила Амосова.
Серьезных кандидатов к тому моменту уже и так хватало.
Правда, политические зубры вроде Оксаны Дмитриевой, Ирины Хакамады, Сергея Тарасова и Андрея Лихачева в Горизбирком не пришли. Зато записались в кандидаты Анна Маркова, депутат Госдумы Петр Шелищ, экс-думец Сергей Беляев и Константин Сухенко - координатор фракции "Единая Россия" в городском парламенте. Правда, и координатором, и "единороссом" Сухенко сразу же быть перестал. Генсовет "ЕдРа" в Москве поддержал на выборах Матвиенко и рекомендовал снять кандидатуру в ее пользу. Сухенко отказался и был исключен.
Есть такая хартия
Собранные в поддержку кандидатов подписи проверяло ГУВД. В результате в подписных листах было обнаружено значительное число "мертвых душ", а у Марковой и Тимофеева их число перевалило за 25 процентов. Часть впоследствии "оживили", но кандидат Виктор Ефимов до сих пор пытается с помощью суда отменить регистрацию Марковой.
Нервотрепки с подписями избежала одна Матвиенко. Внесла избирательный залог, зарегистрировалась самой первой и первой была допущена к официальной агитации. Когда зарегистрировались 10 остальных кандидатов (из 34 желающих), Матвиенко предложила им подписать Хартию "За чистые выборы", отказаться от черного пиара и грязных технологий. Больше половины согласились - кроме самой Матвиенко, подписи поставили Ефимов, Беляев, Шелищ и Олег Титов. Амосов и Сергей Прянишников поддержали Хартию с оговорками, а Маркова, Сухенко, Тимофеев и Вадим Войтановский отказались.
Долго ждать "чернуху" не пришлось. Штаб Марковой поспешил заявить, что скинхэды устроили митинг в поддержку Анны Борисовны не по ее просьбе. Амосов пострадал от агитаторов, призывающих выгнать из его родного "Яблока" лидера партии Григория Явлинского. Но больше всего досталось полпреду. С начала кампании и по сей день она уверенно держит первое место по рейтингам, а по лидеру всегда бьют больнее всего.
От имени Матвиенко петербуржцев уже зазывали за "адресной социальной помощью", распространяли фальшивые листовки. Злоумышленники портили по ночам большие рекламные плакаты в ее поддержку и даже вышли на уровень "генной инженерии": самое последнее слово черного пиара - "клон" газеты, отличающийся от оригинала лишь отдельными предложениями. Прежде в Петербурге какая-нибудь лже-"Вечерка" походила на настоящую только "шапкой". Теперь воспроизводят все полностью, включая бумагу, заголовки и фотографии. Даже абзацы ставят того же размера и начинают с тех же предложений. А вот заканчивают ахинеей или провокацией - вроде обещания заставить бездетные семьи в принудительном порядке усыновлять бездомных детей.
Хоть поверьте, хоть проверьте
Сейчас в Питере самые популярные проценты - не плотность пива, а популярность кандидатов у электората, или, проще говоря, рейтинги. Кстати, на них черный пиар не сказывается. Опросы проводят несколько социологических организаций, включая столичный ВЦИОМ. Время от времени кто-нибудь заводит разговор о "недостоверности данных" - обычно либо соперники Валентины Матвиенко (популярность от 38 до 51 процента, и это до последней встречи с Путиным), либо их окружение. Но общая картина и у "честных" и у "заказных" социологов все равно одна и та же. Недавно ее подтвердил социолог из Москвы Сергей Белановский, проводивший собственное независимое исследование.
Конкуренты полпреда не дотягивают даже до 10 процентов. У Марковой рейтинг не выше 8 процентов, у Амосова - не выше 4 процентов, у остальных "живых" и того меньше, а "Против всех" пока готовы проголосовать не более 6 процентов. По большому счету, повторяется картина 2000 года, когда к рейтингу Яковлева никто и близко не мог подобраться. Если сравнивать с недавними "боями" на выборах в Карачаево-Черкессии, где двух кандидатов в президенты разделяли считанные проценты голосов, у нас все обыденно и тихо. Не случайно тот же Белановский заметил, что на федеральном уровне питерские выборы незаметны.
|