Пока дачники растили морковку, питерские политики растили рейтинги
"Тут без меня хоть что-нибудь случилось?" - спросит человек, выбравшийся за город в конце мая и вернувшийся в первых числах сентября. Он уезжал - Путин благодарил полпреда Матвиенко за 300-летие. Вернулся - в телевизоре снова Матвиенко и Путин. На самом же деле случилось много чего. Самое главное - старого губернатора и след простыл, а нового Питер выберет уже 21 сентября.
Верхом на катке
Говорят, премьер-министр Италии Берлускони, приглашая Путина к себе на виллу на острове Сардиния, пошутил: "Только предупреждаю заранее, принять вас так же, как вы принимали гостей в Санкт-Петербурге, я не смогу". Три месяца прошло, а он никак не может забыть праздник на берегах Невы.
Не только впечатлительный итальянец, но и главы других иностранных государств разъезжались с 300-летия в полном восторге. Однако юбилей сразу же попытались развернуть против полпреда. "Уже два месяца продолжается предвыборная кампания, кампания одного человека, - заявила 5 июня с трибуны городского парламента вице-губернатор Анна Маркова. И добавила: - Я кладу на весы свою карьеру, свое благополучие... но я вам говорю честно и откровенно: для того чтобы составить определенную альтернативу, я буду выбираться в губернаторы Санкт-Петербурга".
Маркова поведала об угрозах в свой адрес, рассказала, что ей обещают устроить "попадание под каток" и что завтра она "окажется в информационном вакууме". Однако по сей день жива, здорова и вниманием прессы не обделена.
Все посмотрели на Матвиенко
На третьей неделе лета случилось то, что, по словам Сергея Миронова, всегда случается, если о нем очень долго говорят. В Эрмитаж на выездное заседание Госсовета по вопросам культуры Владимир Яковлев отправился в чине губернатора. А вышел из дворца уже вице-премьером. Как ни крути, повышение. Вот только работа досталась уж больно хлопотная - дырявое российское ЖКХ и разбитые российские дороги.
Исполнять обязанности губернатора поручили лидеру местных "единороссов", вице-губернатору Александру Беглову. Но все сразу посмотрели на полпреда. Матвиенко не торопилась заявлять претензии на еще теплое место, но и затягивать не стала. Ездила по городу, общалась с народом. А о желании баллотироваться сообщила через неделю, когда и страсти немного улеглись, и дальнейшее промедление сочли бы лицемерием.
И тут Петербургу начали внушать, что Матвиенко - человек временный, нужный только для "усиления" юбилея, а в градоначальники Путин двинет кого-то другого. Но во время одной из поездок по российским регионам президент вдруг признался, что знал о планах полпреда баллотироваться и поддерживает их.
В избирательную кампанию, официально начавшуюся 2 июля, Матвиенко вошла уверенным лидером. Позицию Путина в той или иной мере поддержали и отказались от участия в борьбе за Смольный некоторые серьезные политики, включая депутатов Думы Оксану Дмитриеву и Ирину Хакамаду, бывшего спикера городского парламента Сергея Тарасова и главу "Ленэнерго" Андрея Лихачева. Зато в Горизбирком потянулись с заявлениями другие личности. Досрочные губернаторские выборы на 21 сентября питерский парламент назначал уже в совершенно другом городе.
За того, кто "Против всех"
Уведомить власти о своем желании наследовать пост Владимира Яковлева люди приходили в шлепанцах и шортах. Стреляя сигареты, звонили с мобильников каким-то Васям и Петям: "Срочно достань 7,5 миллиона (сумма избирательного залога)". Среди них были местные и чужие, молодые и старые, бизнесмены и безработные. И пока счет кандидатам не пошел на второй десяток, все грознее и грознее представлялся господин "Против всех". У него даже появилась "группа поддержки". Пришедший с государственного канала РТР новый руководитель ТРК "Петербург" Игорь Игнатьев предложил журналистам, которые при Яковлеве вели политические программы, подумать о новом формате передач. В ответ репортеры основали неформальное объединение, ратующее за свободу слова.
Миф о безальтернативных выборах развеялся к середине июля, когда Горизбирком посетили Сергей Беляев, Петр Шелищ, Анна Маркова. Региональное отделение партии "Яблоко" после бурных дебатов все-таки выдвинуло Михаила Амосова. Он оказался единственным партийным кандидатом в губернаторы.
Одиннадцать, но не футбольная команда
Из 34 желающих поруководить Питером городская избирательная комиссия зарегистрировала только 11. Десять принесли в свою поддержку подписи избирателей. Полпред тоже собрала подписи, но, чтобы как можно быстрее начать агитационные поездки по городу, зарегистрировалась по залогу.
С подписями оказались связаны первые скандалы. ГУВД в начале августа заявило, что у нескольких кандидатов больше 25% подписей недостоверны. Нашлись "мертвые души" у Марковой, Амосова и Алексея Тимофеева. Кандидаты не растерялись и мертвецов "оживили": те, кого ГУВД объявило несуществующими, были провозглашены живыми и здоровыми. Но полной ясности с подписями нет до сих пор. Например, кандидат Виктор Ефимов требует через суд, чтобы регистрация Анны Марковой была признана незаконной. В отведенный законом срок (за 5 дней до голосования) этот процесс, видимо, не завершится.
11 кандидатов - это практически нормальная футбольная команда. Но, увы, не намеренная играть слаженно. 10 августа Валентина Матвиенко предложила провести "избирательный матч" по единым правилам - отказаться от грязных технологий, черного пиара и подписать хартию-обращение "За чистые выборы!". Ее поддержала только половина кандидатов: Виктор Ефимов, Сергей Беляев, Петр Шелищ, Михаил Амосов и Олег Титов. Оставшаяся часть: Анна Маркова, Константин Сухенко, Алексей Тимофеев и Вадим Войтановский - присоединиться к декларации отказалась.
Грязь на рейтинге не виснет
Черный пиар затопил город похлеще нагонной волны из Финского залива. О том, какую кампанию получит город, кстати, загодя предупреждал начальник штаба Анны Марковой Владимир Большаков. Как накликал: сначала вылезли на улицу скинхеды, устроившие манифестацию в поддержку Анны Марковой, о которой кандидат, по утверждениям ее штаба, не просила. Потом у той же Марковой обнаружился и фальшивый избирательный штаб. А на "яблочного" кандидата Михаила Амосова пытались бросить тень, используя движение "Яблоко без Явлинского". Больше всего досталось лидеру предвыборных рейтингов - Валентине Матвиенко. От ее имени в разных районах города избирателям уже предлагали приходить за "адресной социальной помощью", раздавали фальшивые листовки. Последнее изобретение грязных технологов - "клонированная" агитационная газета, по внешнему виду копирующая газету Матвиенко вплоть до фотографий и заголовков. Только всем текстам в ней придан издевательский и противоположный смысл. Например, вместо слов "Экономика развивается последовательно и устойчиво лишь тогда, когда социальными благами экономического роста пользуются все слои населения" в уста кандидата вложен пассаж: "Глупо вытягивать из нищеты тех, кто не хочет работать или не может приспособиться к условиям современной жизни".
Впрочем, питерских избирателей, давно привыкших к "избирательным штучкам", на мякине не проведешь. Как показывают опросы разных социологических служб, на рейтингах кандидатов сомнительные приемчики не сказываются. Картина предпочтений по-прежнему та же: впереди Матвиенко, за ней с отставанием следуют Маркова и тот самый господин "Против всех", замыкает четверку лидеров Амосов.
|