Вчера гендиректор авиапредприятия "Пулково" официально заявил о планах объединения "Пулково" и "президентской" авиакомпании "Россия". Слухи о возможном объединении двух государственных авиакомпаний впервые появились год назад. Однако их представители отказывались комментировать такую возможность. Вчера гендиректор федерального унитарного госпредприятия (ФГУП) "Пулково" Борис Демченко объявил, что его авиакомпания подготовила ТЭО присоединения "России" к "Пулково". По словам Демченко, решение по этому вопросу может появиться уже в октябре этого года. Непосредственно присоединение "России" к "Пулково", по его словам, займет около года. Таким образом, слияние может произойти еще до акционирования "Пулково", которое состоится не раньше 2005 г. По словам Демченко, авиакомпания готовит документы для включения в план акционирования на 2005 г. , 100% акций "Пулково" будут принадлежать государству.
Наличие планов объединения подтвердил Юрий Майоров, представитель протокольного отдела авиакомпании "Россия". Однако он отказался комментировать эти планы до выхода соответствующего распоряжения правительства.
ФГУП "Авиапредприятие "Пулково" основано в 1932 г. , объединяет одноименный аэропорт и авиакомпанию, которая ежедневно выполняет около 100 рейсов. По данным компании, выручка от реализации в 2002 г. составила $256 млн, прибыль до налогообложения - около $42,9 млн. В 2003 г. "Пулково" рассчитывает получить более $300 млн выручки. Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" находится в ведении Управления делами президента России, осуществляет перевозки первых лиц государства, а также специализируется на чартерных перевозках. Финансовые показатели "Россия" не афиширует.
Эксперты говорят, что возможный союз выглядит неравным, поскольку "Россия" намного меньше "Пулково". Александр Красненкер, экс-гендиректор "Внуковских авиалиний" и бывший коммерческий директор "Аэрофлота", говорит, что у ГТК "Россия" более низкая себестоимость полетов, поскольку это предприятие финансируется из государственного бюджета. "Такой союз может дать снижение общей стоимости перелетов самолетами объединения", - говорит он. "Кроме того, это даст вторую по величине авиакомпанию в России после "Аэрофлота", что позволит ей более успешно конкурировать с частными авиакомпаниями", - считает Красненкер.
По словам Елены Сахновой, аналитика компании ОФГ, объединение пошло бы на пользу обеим авиакомпаниям. "Чем крупнее авиакомпания, тем проще ей приобретать новые самолеты, особенно в лизинг", - говорит Сахнова. Аналитик отмечает, что через ГТК "Пулково" получит доступ к московскому авиаузлу, а это поможет питерскому предприятию вернуть себе второе место на российском рынке авиаперевозок. Сейчас, напоминает Сахнова, это место занимает "Сибирь", после удачного поглощения "Внуковских авиалиний" оттеснившая "Пулково" на третью позицию.
По мнению Льва Кошлякова, заместителя гендиректора "Аэрофлота", новая компания могла бы стать серьезным конкурентом "Аэрофлота" - в первую очередь на европейских направлениях, где "Пулково" и "Россия" представлены достаточно широко. Однако Кошляков считает, что управлять компанией, образовавшейся "путем слияния разноплановых предприятий", будет очень трудно. А анонимный представитель еще одной авиакомпании и вовсе скептически отнесся к идее слияния. "Вряд ли есть смысл объединять успешное предприятие, каковым является "Пулково", с предприятием, мягко говоря, не совсем успешным", - заявил он.
"Пулково" и "Россия" уже предпринимали попытки сотрудничать (правда, не очень удачно). В 2001 г. они вместе с Международным банком Санкт-Петербурга создали консорциум, который планировал заняться совместной покупкой самолетов в лизинг. К тому же Николай Шипиль, возглавивший "Россию" в 2000 г. , до этого работал региональным представителем "Пулково" в Скандинавии. "Шипиль хорошо знаком с авиапредприятием "Пулково", - говорит бывший сотрудник ГТК, просивший не называть его имени в печати. - Видимо, после назначения на должность гендиректора ГТК "Россия" он теперь решил расширить свои полномочия".
|