14 августа на Смоленском кладбище похоронили адвоката Руслана Коляка. Как уже сообщали "Новости Петербурга", он был убит 8 августа в Ялте, рядом с гостиницей Ялта-Интурист.
Вечером 12 августа на Бассейной улице был избит председатель Комитета здравоохранения Анатолий Каган. В состоянии средней тяжести его отправили в Мариинскую больницу.
6 августа в Репино взорвали предпринимателя Исмаила Рагимова, который возглавлял ОАО "Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга".
9 июля в Петроградском районе был убит глава фирмы Татаринвестнефтегазстрой Рустам Равилов по кличке Рома Маршал, которого связывали с известным предпринимателем Константином Яковлевым. Яковлев, более известный как Костя Могила, погиб на полтора месяца раньше 25 мая в Москве, его машину обстреляли киллеры-мотоциклисты.
Очень много смертей за последнее время. Но, по сведениям, которыми располагают "Новости Петербурга", все эти события - в том числе и нападение на Анатолия Кагана - не случайны.
В Петербурге начались... войны гангстеров.
Смерть Бессмертного
Бессмертный - одно из прозвищ Руслана Коляка.
Его убили 8 августа в Ялте в кафе при гостинице "Ялта-Интурист". К его столику, не вызвав ничьих подозрений, подошел киллер с двумя пистолетами. Потом местные милиционеры насчитали на теле питерского адвоката 8 пулевых ранений.
Рассказывают, что подошедшему киллеру Коляк дружески улыбнулся и даже отодвинул от столика стул. Возможно, жертва и убийца были знакомы.
В Петербурге поначалу никто в смерть Коляка не поверил. Немудрено. За 12 лет Коляка пытались убить 9 раз.
В 1991 году стреляли из автомата. В 1992 - из пистолета. В 1994 году подложили гранату под днище автомобиля. В 1995 подсыпали кадмий в стакан. В 1997 - обстреляли из пистолетов. В 2000 - подмешивали яд в апельсиновый сок и расстреливали на ходу из машины, прострелили легкое и челюсть на СТО в Приморском районе. В ноябре 2001 года его обстреляли из автомата и пистолетов у бани в Выборгском районе. В тот раз Коляк остановил частника, сел за руль и сам доехал до приемного покоя Военно-медицинской академии.
По мнению людей, знавших погибшего, Руслан Коляк был уникальной фигурой. Другого такого нет, и, наверное, уже не будет. Рассказывают, что уже двадцать лет назад он таскал в кармане ствол, разруливал вопросы между фарцой, вышибалами и наперсточниками и информировал милицию о бандитских делах. Всю сознательную жизнь он провел на этой грани.
В начале 1990-х Коляк подвизался в охранном бизнесе. Ему принадлежали знаменитые фирмы "Кугуар" и "Кречет", он был фактическим основателем элитного ОП "Серебряный лев". Получал он и предложения работать в службе безопасности белорусского президента Лукашенко, но не захотел связываться с госслужбой.
Но главная его сила была даже не в этом. Он помногу лет знал всех авторитетных бизнесменов Петербурга. Они привыкли к нему, ценили его, снисходительно относились к особенностям характера, понимали странное обаяние "отвязки", исходившее от этого человека. Ему прощалось даже информирование милиции, недопустимое по понятиям авторитетного бизнеса. Руслан активно сотрудничал с 10-м отделом УУР и лично с подполковником Резниковым, который раньше занимался в РУБОПе "лидерами преступных сообществ". При этом, к слову сказать, он столь же активно конфликтовал с 7-м отделом УБОП, начальник которого подполковник Гусев считается деловым партнером одного из таких "лидеров".
Руслан всегда и со всеми мог решить любой вопрос. Правда, и разругаться мог крепко, но всегда ненадолго. Он умел ссориться, но умел и мириться.
250 000 долларов
Как стало известно "Новостям Петербурга", в последние недели жизни Руслан Коляк участвовал в жестком коммерческом конфликте вокруг одного из торговых центров города. Он сделал это по просьбе семьи акционера, пострадавшего от своих партнеров.
Некий бизнесмен якобы вложил в проект 250 000 долларов. Средства были инвестированы в коммерческий центр, стабильно дающий солидную ежемесячную прибыль. Кредит был возвращен, но в доле прибыли партнеры инвестору отказали.
Родственники "кинутого" предпринимателя обратились к адвокату Коляку с просьбой о досудебном представлении интересов. Был оформлен соответствующий ордер. Коляк повел переговоры в своем обычном наступательном стиле и, как он сам говорил, вынуждал оппонентов к уступкам...
По предварительным данным, этими оппонентами являлись учредители нескольких фирм, участвующих в капитале ярмарок "Удельная" и "Рыбацкое". Один из них, по слухам, получает доход от вещевых ярмарок при нескольких станциях метро. Люди в бизнес-среде не слишком известные, но достаточно серьезные. Во всяком случае, их неформальная служба безопасности обладает неплохой репутацией.
Обычная для Коляка история. Едва ли она способствовала здоровью и долголетию задействованных в ней лиц.
Лекарства
...Сколько человек напало на Анатолия Кагана - неизвестно. Как рассказал он сам, он шел с автостоянки домой, когда сзади его ударили по голове. Он упал и закрыл лицо руками. Его еще с минуту избивали ногами. А потом неизвестные скрылись.
Чиновник смог добраться до дома. Его жена вызвала милицию и "скорую". Кагана увезли в Мариинскую больницу. Врачи оценили его состояние как среднетяжелое: перелом основания черепа и руки.
Председатель Комздрава долгое время не был известен широкой публике. Его имя стало известно городу после того, как прокуратура возбудила в отношении него уголовное дело о халатности. По версии следствия, Каган был повинен в том, что бюджет города потерял деньги из-за покупки лекарств по завышенным ценам.
Тогда Каган стал еще одним чиновником из администрации губернатора Владимира Яковлева, которого обвиняли в уголовном преступлении. Примерно в то же самое время разные обвинения были предъявлены вице-губернатору Валерию Малышеву, вице-губернатору Александру Потехину, вице-губернатору Виктору Кротову... В то время казалось, что уголовные дела - политические, и вот-вот будут предъявлены обвинения если не самому Владимиру Яковлеву, то его жене Ирине или сыну Игорю. Этого не случилось.
Как бы там ни было, но Анатолий Каган остается одним из главных в городе людей, кто принимает решения о закупке лекарств для льготников. Можно предположить, что чиновнику на таком посту приходится испытывать огромное давление лоббистов крупных фармацевтических компаний.
По слухам, сам фармацевтический рынок Петербурга уже пережил перераспределения. Некоторые источники полагают, что здесь остались две ключевые фигуры - депутат нынешнего созыва ЗакСа Денис Волчек и депутат Государственной Думы Алексей Афанасьев, который курирует сеть "Фармакор". К слову, Дениса Волчека связывали с Костей Могилой. Тому подтверждение: Волчек организовывал похороны Могилы. При этом он явно хотел окончательно "похоронить" скользкие темы, связанные с их прежней дружбой. И был очень недоволен высказыванием Ромы Маршала (Рустама Равилова), который на похоронах Константина Яковлева обещал отомстить за убитого...
Примечательно, что с Денисом Волчеком связывали и еще одного недавнего погибшего - Исмаила Рагимова.
По слухам из бизнес-кругов, незадолго до своей гибели он принял решение инвестировать в развитие своего производства около 56 миллионов долларов. Говорят, что он планировал начать производство препаратов вроде известных "Колдрекса" и "Фервекса". Можно предположить, что эти препараты стоили бы дешевле...
Есть и другие обстоятельства. Погибший Рагимов вступил в жесткий конфликт с руководством одного из предприятий пищепрома, доходя до рукоприкладства с гендиректором. И собирался лететь в Крым, чтобы там встретиться с Русланом Коляком. Возможно, они собирались вместе продолжить отдых...
***
В этом материале мы сознательно не называли имен некоторых участников и названий фирм. Это сделано в интересах тех людей, кто предоставил нам информацию и может за это пострадать.
В последние годы в традиционно криминализированном бизнесе происходят изменения, о которых мало известно широкой публике. Оно и понятно. Одна из тенденций - легализация "авторитетов". Другая - омолаживание уже легализованного бизнеса. В бывших группировках, ставших холдинговыми компаниями или объединениями другого вида, к власти - реальной власти - приходят молодые. Зачастую те, кто никогда не участвовал в "стрелках", "терках" и "разборках". Это молодые и образованные люди, которые предпочитают решать вопросы юридически или финансово. Благо, современные законы это позволяют.
Конфликты между коммерческими структурами редко заканчиваются стрельбой. Бои ведут юристы и экономисты. Они делают это в залах судов или в своих офисах, имеющих прямой доступ к биржам и банковским счетам.
Погибшие за последние месяцы люди - из другой эпохи.
Нам кажется, что общая причина их смерти - смена эпох и смена поколений. Долги, столкновение коммерческих интересов и тому подобное - частности. Главного они не меняют.
|