Предвыборная программа Валентины Матвиенко напоминает доклад на съезде ВЛКСМ
Скандал, которого ждали от петербургского горизбиркома, не состоялся.
Вечером 5 августа был оглашен окончательный список полуфиналистов: зарегистрированных кандидатов на губернаторское кресло, чьи фамилии внесут в бюллетень для голосования. К выборам оказались допущены все основные соперники Валентины Матвиенко, включая порномагната Сергея Прянишникова. Всего участие в них должны принять одиннадцать человек.
Горизбирком отказал в регистрации только одному кандидату — предпринимателю Рашиду Джабарову (почти половина сданных им подписей признана недействительными). Еще один кандидат — генеральный директор ОАО "Петролакт" Геннадий Василенко сам заявил, что отказывается от участия в выборах.
Все остальные претенденты получили удостоверения кандидатов. При этом денежный залог не потребовался депутатам Константину Сухенко и Вадиму Войтановскому: их зарегистрировали на основании сданных подписей. Кандидатами также стали депутат законодательного собрания, лидер питерской фракции "Яблоко" Михаил Амосов, президент союза "Региональные программы" Сергей Беляев, директор Первой макаронной фабрики Виктор Ефимов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко, депутат городского парламента Алексей Тимофеев, бортпроводник ФГУАП "Пулково" Олег Титов и депутат Госдумы Петр Шелищ.
Теперь можно сосредоточиться на главном: предвыборных программах кандидатов. Самая основательная и толстая (восемь увесистых папок) — у кандидата номер один Валентины Матвиенко. Называется программа "Семь шагов" и является плодом коллективного творчества сотрудников предвыборного штаба полпреда. Среди них — экономист Дмитрий Гавра, специалист по занятости Дмитрий Чернейко, политолог Александр Юрьев. Суконный язык полупрофессиональных терминов причудливо перемешан с выспренностью ("причастность к обновлению Санкт-Петербурга должна наполнить смыслом жизнь каждого петербуржца"), но дело не в форме, а в сути — самих "шагах", которые обозначены как "первоочередные действия нового губернатора".
На первый взгляд действия эти охватывают довольно широкий спектр проблем — от борьбы с бедностью до повышения доходов населения, от уборки мусора до решения транспортных и жилищных проблем, от движения навстречу федеральной власти до забот садоводов. Но уже второй взгляд поражает отсутствием чего-либо нового. С теми же предвыборными обещаниями семь лет назад во власть входил Владимир Яковлев. Укрепляющий ныне ЖКХ России, он оставил в Питере нерасселенные коммуналки и рабочие общежития, плохие дороги и кризис коммунального хозяйства.
Похоже, время остановилось. Эксперты, анализирующие нынешнюю программу Валентины Матвиенко, указывают основной ее недостаток: мало определить проблему, надо понять, как и за счет каких средств ее решать.
Если не считать острой новизны самих шагов — "навстречу власти, навстречу городу, навстречу Европе" и далее, легко различить за этими энергичными движениями старую советскую демагогию.
Социологи вообще отмечают: для кампании Матвиенко характерна ставка на уцелевшие острова советского сознания, смесь старого и нового, приспособление прежних брендов под нынешние надобности. Например, плакат, который отныне можно встретить повсюду: "Город — это вы, ленинградцы!". Вершинным достижением в этом роде является акция "Народный контроль", рекламой которой заполнено и телевизионное, и городское пространство.
Суть акции — популистская идея контроля власти (читай: бюрократов-чиновников) гражданами тоже заимствована. Антибюрократическая программа на прошлых выборах входила в программный пакет "яблочника" Игоря Артемьева. Злые языки утверждают, что подоплека "Народного контроля" проста, как репа: некая маркетинговая структура создала базу данных по жалобщикам всех родов и мастей и с барышом продала полпредству. Там базу решили пустить в дело. К пропаганде "Народного контроля" приставлены опытные пиарщики. Основана акция на типичной подмене — граждан толкают не столько к объективной оценке действий власти, сколько к доносительству. Просят, короче говоря, стучать и сливать информацию по конкретным телефонам. Идея обоюдоострая, ведь неудовлетворенный жалобщик — опасный противник на выборах.
Дойдет дело до второго тура или нет, важнейшая борьба, считают наблюдатели, развернется за второе место. Портфели городского правительства делятся сейчас, и уже появился целый отряд "детей лейтенанта Шмидта". Скажем, на должность будущего главы комитета по общественным связям рекомендуются сразу три человека из питерских масс-медиа, а на пост председателя правительства претендуют Андрей Лихачев, начальник "Ленэнерго" и бывший вице-губернатор Михаил Антонов.
|