Осталось совсем немного времени до официального старта избирательной кампании по выборам депутатов очередной, четвёртой Государственной Думы. Однако население нескольких регионов уже с головой окунулось в жаркие предвыборные баталии - этой осенью, гораздо раньше парламентских, пройдут выборы губернаторов нескольких важных регионов. Самыми заметными уже стали губернаторские кампании в Санкт-Петербурге и Башкирии. Но ближе всего по времени выборы глав Новгородской, Свердловской и Омской областей, которые должны состояться 7 сентября.
На первый взгляд, почти все осенние кампании похожи. В каждой из них есть явный лидер (как правило, действующий глава региона), поддержанный большинством местной элиты и, что немаловажно, федеральным центром. Именно наметившиеся фавориты кампаний, по всей видимости, и одержат победу на предстоящих выборах. Но если смотреть на предвыборные расклады подробнее, заметно, что каждый из нынешних лидеров добился доминирующих позиций разной ценой. Да и степень реальной консолидации сторонников заметно различается. Кто-то достаточно уверенно и без особых проблем подошёл к выборам, а кому-то пришлось изо всех сил бороться за поддержку местных политических сил и федерального центра. В ряде регионов действующий глава вообще оказался тем самым "раком на безрыбье" - не будь на носу важных федеральных выборов, Кремль практически точно играл бы против него.
Всё это, конечно, не касается глубоко специфичной ситуации в Санкт-Петербурге. Расклад там ясен более чем где бы то ни было. Новым губернатором северной столицы станет нынешний полпред в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко. И вся интрига кампании лишь в проценте голосов, который она получит, располагая сейчас практически неограниченными административными, финансовыми, техническими и медийными ресурсами. Второй тур в Санкт-Петербурге маловероятен, но всё же возможен. Что может стать главным политическим скандалом предстоящей осени.
Огромное же количество претендентов на пост губернатора северной столицы не стоит воспринимать всерьёз. Главное то, что среди них нет достойных соперников. Они были устранены в ходе удачной операции Кремля по превращению экс-губернатора СПб Владимира Яковлева из потенциального и серьёзного противника в сторонника (по крайней мере, на ближайшее время).
Обилие претендентов объясняется тем вниманием, которое привлечено к данной кампании. Само по себе участие в этих выборах автоматически становится фактом чуть ли не федеральной "раскрутки" никому не известных (или малоизвестных) людей. В масштабах же города это просто отличный пиар. К тому же есть возможность и подзаработать на этом.
Это особенно актуально в контексте явного кризиса питерской политической элиты. Речь в данном случае идёт не о тех питерцах, которые уехали в Москву и не собираются возвращаться в свой горячо любимый город, а о тех, которые остались в СПб. В силу известных обстоятельств любой, более-менее заметный питерский политик в последние годы при первой же возможности перебирается в Москву. В результате в местной элите наблюдается явный кадровый голод. Эта ситуация в том числе порождает множество политических карликов весьма разнообразной окраски, стремящихся использовать любой шанс для своего продвижения наверх.
Хороший материал для анализа региональной политики Кремля даёт сравнение губернаторских кампаний в тех трёх регионах, где выборы состоятся раньше всего - 7 сентября. Михаил Прусак (Новгородская область), Эдуард Россель (Свердловская) и Леонид Полежаев (Омская) возглавляют свои регионы с начала 90-х годов. С точки зрения Кремля, они являются настоящими губернаторами-"тяжеловесами" - явными политическими лидерами своих регионов, контролирующими большинство местной элиты. Однако их отношения с федеральным Центром всегда были различны. Если Прусак и Россель постоянно позволяли себе различные "вольности" (например, резко критиковать федеральную власть или почти оскорбительно высказываться о региональной политике Кремля, в частности, об институте полпредов), то Полежаев никогда ни в чём подобном замечен не был. Кроме того, вызывают немало вопросов и сомнительные связи свердловского губернатора с ОПС "Уралмаш" и разными "теневыми" бизнесменами. Заметно, что и Прусак, и Россель уже тяготятся своими губернаторскими постами. Свердловский губернатор давно грезит о руководстве всем Уральским метарегионом (почему и вступил в жёсткий конфликт с полпредом Петром Латышевым), а его новгородский коллега всё ещё мечтает перебраться на федеральный уровень - в правительство или администрацию президента. Очевидно, что почвы для реализации желаний Росселя и планов Прусака сейчас нет, и вряд ли она появится в обозримом будущем. Поэтому им по-прежнему приходится заниматься всё той же губернаторской "рутиной".
Неровные, а порой и откровенно конфликтные отношения новгородского и свердловского губернаторов с Москвой не могли не сказаться на политической ситуации в этих регионах. Не случайно прокремлёвская партия "Единство", а позже и "Единая Россия", стала базой оппозиции Росселю и Прусаку. Постепенно накапливая ресурсы, служа центром объединения оппозиционных губернатору политиков и бизнесменов, "Единая Россия" при явном одобрении Кремля, вступила в конфликт с Росселем и Прусаком. "Моментом истины" в Свердловской области стали прошлогодние выборы в областную думу, а для Новгородского региона - декабрьские выборы мэра Великого Новгорода. На первых список "Единства и Отечества", ведомый директором Нижнетагильского металлургического комбината Сергеем Носовым (официально) и полпредом Латышевым (неофициально) бросил открытый вызов блоку Росселя "За единый Урал". На выборах новгородского мэра "Единая Россия", объединив усилия с федеральным инспектором Любовью Андреевой и бизнесменом Тельманом Мхитаряном, попыталась "отбить" областной центр у команды Прусака. Но ни в том, ни в другом случае антигубернаторские коалиции не добились успеха. На выборах в Свердловскую областную думу победу одержал всё же росселевский блок (впрочем, дума так и осталась нелояльна губернатору), а мэром Великого Новгорода стал Николай Гражданкин - ставленник Прусака.
Поняв, что победить сильные губернаторские режимы в ближайшее время не удастся, Кремль решил санкционировать переизбрание Росселя и Прусака на очередной срок - но в обмен на всемерную помощь списку и кандидатам "Единой России". Однако и губернаторы неожиданно обнаружили, что комфортно переизбраться им не удастся. Слишком сильна оппозиция. Поэтому и Россель, и Прусак с радостью приняли помощь федерального Центра - без его вмешательства губернаторские кампании превратились бы в жёсткую схватку, в результате которой победителей просто не было бы. Показательно, что, несмотря на возможность стать кандидатом в губернаторы от множества федеральных и местных партий и общественных объединений, Эдуард Россель предпочёл всё-таки выдвинуться от "Единой России", несмотря на острый конфликт прошлого года. По его словам, "так солиднее". Но и это не решает множество проблем свердловского губернатора. Его противники собираются превратить кампанию в фарс - для этого зарегистрирован шутовской кандидат Гарри Поттер. Даже в случае успешного переизбрания авторитет Росселя будет сильно подмочен - практически каждую неделю в Екатеринбурге обнародуются какие-либо скандальные факты относительно деятельности губернатора.
Совершенно другая ситуация наблюдается в Омской области. Леонид Полежаев является безусловным политическим лидером своего региона. После ухода в Москву его главного оппонента, мэра Омска Валерия Рощупкина, у губернатора практически не осталось значимых противников. В оппозиции областной власти пребывают лишь коммунисты, но их положение сейчас сильно ослаблено из-за крайне неудачного выступления на выборах в областное Законодательное собрание в прошлом году. Еще два-три года назад на власть активно претендовал первый вице-губернатор Андрей Голушко, однако после ухода из региональной исполнительной власти его "звезда" закатилась. В результате, вольно или невольно, все мало-мальски значимые силы в Омской области ориентируются на Полежаева, так как альтернативные центры влияния оказались неспособны к эффективным действиям, а главное - не нашли должной поддержки ни у элиты, ни у населения региона. Как результат - кандидатуру Полежаева поддержала не только "Единая Россия" (с которой, как и с Москвой, губерна тор всегда был в хороших отношениях), но и "Народная партия", и даже Союз правых сил. Выборы в Омской области обещают быть самыми "скучными" среди осенних политических кампаний. Здесь второго тура, скорее всего, не потребуется.
|