"Из вице-премьера в правительстве Примакова и председателя думского комитета Юрий Маслюков превратился в президента Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы. В этом превращении политического представителя российской оборонной промышленности в лоббиста импортеров американских куриных окорочков было что-то трагикомическое.
Еще более ощущение трагикомедии возникало у посетителя, оказавшегося в офисе ассоциации. У входа вас встречал огромный белый плюшевый цыпленок, а за большим столом на фоне изображений синих кур восседал ее исполнительный директор Антон Суриков. Тот самый Суриков, который когда-то поставлял вооружение повстанцам где-то в Африке, был начальником штаба в батальоне Басаева в Абхазии, участвовал в переговорах с Международным валютным фондом…
Однако не все так плохо. С некоторых пор в правительстве стали происходить странные явления: в коридорах Белого дома постоянно появляется призрак синей курицы с Ордынки. Функционеры, связанные с ельцинской «семьей», один за другим начали терять работу. Самые заметные потери — Игорь Шувалов, бывший руководитель аппарата правительства, и Александра Левицкая, занимавшаяся кадровыми вопросами.
Такие перестановки можно, конечно, вписать в общий контекст борьбы «семейных» с «питерскими» в структурах власти. Только есть одно «но»… На место выбывших приходят отнюдь не питерские чекисты.
Секретариатом Касьянова теперь заведует Михаил Синелин, в прошлом руководивший секретариатом Юрия Маслюкова. А Константин Мерзликин, бывший за Синелина в правительстве Примакова — Маслюкова, стал руководителем аппарата Белого дома вместо Шувалова. На место бывшего губернатора Наздратенко, покинувшего правительство, пришел Александр Моисеев — в прошлом помощник того же Маслюкова по личным вопросам. Заместителем заведующего секретариатом Касьянова сделался Андрей Батуркин, некогда работавший помощником Маслюкова по вопросам кредитно-финансовой сферы и банкам. В секретариате В. Христенко заместителем заведующего оказался бывший помощник Маслюкова по организационным вопросам Владимир Голубев. Маслюковская команда оказалась неплохо представлена и в Минобороны. Александр Денисов прежде работал помощником «красного вице-премьера» по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Теперь он стал заместителем руководителя Комитета по военно-техническому сотрудничеству в Министерстве обороны РФ.
Некоторое время назад, когда в правительство ушел известный экономист Михаил Делягин, это казалось странной аномалией. Как выяснилось, речь шла о чем-то гораздо более серьезном.
Можно сказать, что по сравнению с прежними временами представители маслюковской команды даже укрепили свои позиции. В конце концов, Маслюков был вторым человеком в правительстве. Теперь его люди связаны непосредственно с премьером.
Возникает, однако, вопрос: зачем все это нужно Касьянову?
Разумеется, профессионалы полезны всем. И идеологические различия между «левым» и «правым» центром никогда особенно не волновали бюрократию. Но и профессионализм здесь никогда не был главным критерием.
Получается, что люди из команды Маслюкова кажутся Касьянову более надежными, нежели выходцы из «семьи», с которой все связывали взлет нынешнего премьера. Касьянов понемногу перестал быть просто «техническим премьером», сделавшись за прошедшие годы самостоятельной фигурой. Связь с Александром Волошиным ныне его тяготит. Премьер укрепляет свои позиции, прибегая к самому испытанному средству — кадровой политике. Но тут беда: у нынешнего руководителя кабинета своих кадров нет! Не успел он ими обрасти. Не работал на лидерских должностях, вокруг которых обычно команды и формируются. Приходится брать людей, которые с правительственной работой знакомы, но точно не из «семьи». А вот с Маслюковым нынешний премьер вполне успешно работал еще во времена Примакова. Больше того, именно в период вице-премьерства Маслюкова начался кадровый взлет нынешнего хозяина Белого дома. В отличие от Кудрина, которому команда Маслюкова не доверяла, Касьянов выглядел фигурой безобидной. Его сделали первым заместителем министра финансов и собирались продвигать на пост вице-премьера по финансовому блоку, помешала только отставка самих Маслюкова с Примаковым.
Теперь Касьянов, продвигая маслюковцев, рассуждает, видимо, так же, как те, кто продвигал его самого. Эти люди не нанесут ущерба, им можно доверять, в сложившемся кадровом раскладе они являются надежными союзниками. Против кого направлен подобный союз, догадаться несложно. Касьянов понемногу готовится к тому, чтобы начать собственную политическую игру. Пока в прессе судачили о том, когда и кем заменят «технического премьера», глава кабинета планомерно укреплял свои позиции. Между тем позиции Путина уже не столь прочны, как два-три года назад. Олигархи недовольны, чекисты пытаются воздействовать на ситуацию привычными методами (кого-то посадить, кого-то допросить). Но чем это обернется в условиях современной России, еще неизвестно. А Касьянов вроде бы ни при чем.
Оппозиция, не решающаяся атаковать президента, постоянно говорит о недоверии правительству, но от Касьянова эта критика отлетает, как камешки — от танковой брони. Все же прекрасно понимают, что отвечать за все неудачи будет или президент, или никто. Потому ценность премьерского кресла растет пропорционально тому, как усиливается неопределенность в Кремле. Жаль только, что, скорее всего, Касьянов сам еще не решил, что с этой усиливающейся властью делать…"
|