В Законодательном собрании разработан проект поправок в Устав города, предполагающих введение поста председателя правительства Санкт-Петербурга, который отвечал бы за городское хозяйство и при этом назначался с согласия депутатов ЗакСа. Поправки внесли четыре депутата, представляющие в Мариинском дворце СПС. Вообще идея введения поста председателя городского правительства, по закону возглавляемого сейчас губернатором, - давняя идея правых, с которой они выступают уже не в первый раз. Впрочем, этой весной вопрос о городском премьере достаточно активно обсуждался в политической среде. Официальное объяснение инициаторов этого проекта - необходимость сделать систему управления городом более понятной. Впрочем, в Петербурге мало кто верит официальным объяснениям - все ищут тех, кому внедрение новой управленческой схемы окажется выгодным. С одной стороны, некоторые наблюдатели утверждают, что разделение поста градоначальника на два - губернатора и премьера - явно не выгодно Валентине Матвиенко, которой, в случае ее избрания, придется делиться полномочиями с потенциальным премьером. К тому же глава правительства, четыре года занимающийся городским хозяйством, может стать главным конкурентом на следующих губернаторских выборах. С другой стороны, говорят эксперты, нельзя исключать и того, что внесение подобного законопроекта - элемент предвыборной стратегии "кандидата Кремля", которому необходимо продемонстрировать как либеральность взглядов, так и наличие команды. Кроме того, утверждают сторонники такого взгляда на вещи, в Москве понимают, что опытную хозяйственницу Матвиенко необходимо уравновесить каким-то более современным управленцем. Как бы то ни было, наблюдатели определяют круг потенциальных кандидатов на место премьера. Чаще всего говорят об Андрее Лихачеве и "московском петербуржце" замминистре финансов Сергее Вязалове (впрочем, последний вряд ли согласится вновь поменять место жительства и работу). Также упоминаются Сергей Беляев, Виталий Мутко, Юрий Антонов и Петр Семененко. Поправки в Устав были поданы инициирующими их депутатами только 17 июня, и в повестку дня до парламентских каникул, которые начнутся 2 июля, в общем порядке они попасть уже не успевают. Законопроект может быть вынесен на рассмотрение ЗакСа до каникул только волевым решением парламента. Прямая речь Сергей Гуляев, депутат ЗакСа, один из авторов поправок - С какой целью вы предлагаете создать пост городского премьера? - Для приведения Устава Петербурга в нормальный вид. У нас в Уставе написано, что в городе существуют губернатор и правительство, а на самом деле роль правительства выполняет городская администрация, его решения не являются обязательными. К тому же у губернатора, вне зависимости от того, кто им станет, много представительских функций, и он не всегда будет успевать заниматься хозяйственными вопросами. Их нужно поручить председателю правительства. - Говорят, что вы хотите создать эту должность под Андрея Лихачева. - Я думаю, что он был бы неплохим руководителем правительства. Почему бы и нет? Но наша инициатива не связана с конкретными претендентами на этот пост. - Вы уверены, что будущий губернатор захочет отдать существенную часть своих полномочий председателю правительства? - Принятие этих поправок в Устав зависит от нас, законодателей. Но понятно, что идти на выборы командой гораздо легче. Если кандидат в губернаторы, например, не разбирается в городском хозяйстве - допустим, выдвинуться решит ученый Жорес Алферов, - он будет только рад такому предложению. - Вы проводили консультации с другими депутатами по этому вопросу? - Да. Это не вызвало возражений с их стороны. Но время сейчас горячее, предвыборное, поэтому возможны всякие неожиданности. - Когда парламент рассмотрит этот вопрос? - Хотелось бы, чтобы рассмотрение началось до каникул. Комментарии Максим Резник, председатель петербургского "Яблока" - Само по себе введение поста председателя правительства ничего не дает, оно требует перестройки всей системы власти. Поэтому, если речь не идет просто о новой должности, а о реальном перераспределении полномочий, то это выгодно всем реформаторским силам. Понятно, что принятие такого решения и отказ губернатора от части своих полномочий требует от самого губернатора особой продвинутости. Сейчас подходящее время для обсуждения таких вопросов: пока губернатор не избран, можно пытаться как-то ограничить его власть. У "Яблока" есть опыт взаимодействия с Яковлевым в 1996 году: с кандидатом договориться гораздо легче, чем с уже избранным губернатором. Владимир Васильев, заведующий лабораторией политической психологии СПбГУ - Вопрос о целесообразности введения поста председателя правительства означает: целесообразно ли переносить в Петербург федеральную модель устройства исполнительной власти. Я считаю, что нет. Масштабность задач, стоящих перед региональной исполнительной властью, несоразмерна с федеральной. Как показывает практика управления мегаполисами, даже такими, как Москва или Петербург, мэр и губернатор прекрасно справляются со своими задачами. При этом, если в России глава исполнительной власти может менять всю ее систему, кроме премьер-министра, то у нас каждый член правительства должен согласовываться с парламентом. Таким образом, для президента наличие премьера не является препятствием при управлении вертикалью власти, а для губернатора председатель правительства станет таким препятствием. В федеральной модели существует такой орган, как администрация президента, которая выполняет не только организационные, но и политические функции, а по влиятельности не уступает правительству. И, если переносить федеральную модель, для управления городом придется создавать такую же структуру - например, усиливать роль канцелярии губернатора. Так что, если мы хотим максимально усложнить систему власти, надо создавать пост городского премьера. Леонид Давыдов, фонд "Петербургская политика" - Формат выборов губернатора-2003 предполагает выборы как политическое назначение. В связи с этим обсуждаемая тема представляется продуктивной. Именно полноценное правительство позволит при данном варианте развития событий синхронизировать на новом этапе интересы различных групп политической и экономической элиты. Постяковлевский Петербург не будет Петербургом правых и виноватых. Он будет Петербургом соревнующихся между собой правых.
|