Когда слышишь об экономическом росте, выплате долга и прочих достижениях нашего правительства, на память приходит старый анекдот: "Правда ли, что Абрам выиграл в лотерею пятьдесят тысяч? - Правда. Только не в лотерею, а в преферанс, и не пятьдесят тысяч, а пятьдесят рублей, и не выиграл, а проиграл".
Этот анекдот пришел на память, когда стали известны подробности реструктуризации нашего долга Чехии. Правительству якобы удалось добиться списания чуть ли не половины нашего долга ей. По крайней мере, по итогам визита в Прагу Михаил Касьянов заявил, что из 3,6 млрд долл. удалось списать 46%, или 1,6 млрд.
В общем, "гип-гип-ура Касьянову, Кудрину и прочим более мелким по рангу героям долговых сражений".
Однако, как и в анекдоте, при детальном рассмотрении достижения "реструктуризации" выглядели очень уж странно. Во-первых, в Праге Касьянов подтвердил выплату 1,1 млрд долл. Во-вторых, оставшиеся 2,5 млрд чешское правительство никак не реструктурировало, а просто продало на аукционе фирме "Фалькон кэпитэл" за 580 миллионов долл. В-третьих, наше правительство согласилось выплатить этой фирме 1,35 млрд долл. То есть на 770 миллионов долл. больше, чем стоил на аукционе наш долг.
У людей, понимающих в бизнесе, возникает вопрос: а почему, собственно, мы сами не участвовали в этом аукционе? А на него наш премьер ответа не дает. Не опускается до этого. Как, впрочем, и до обсуждения другой детали: упомянутая фирма "Фалькон" давно и тесно связана с российскими госструктурами. Так что не представляет труда сообразить, в чьи карманы из бюджета уплывут три четверти миллиарда долларов.
Года полтора назад нашего скромного премьера поймали на такой же подозрительной сделке. По ней МПС, вместо того чтобы вернуть Минфину 39 млн долл., заплатило их кипрской "офшорке". А та, в свою очередь, отдала Минфину его долговые бумаги на 90 млн долл. По бухгалтерии вроде выгода - не получив 39 миллионов зеленых, Минфин тем не менее уменьшил внешний долг на целых 90 миллионов. С точки зрения бизнеса далеко не так. Потому что на момент совершения сделки эти 90 миллионов долгов стоили 26 миллионов. Так что ежу понятно, что не известный никому киприот наварил на провернутой за день операции 13 миллионов долл.
Известно, что простофиль в Минфине не держат. Также известно, что греки в "офшорках" служат в должности зиц-председателей. В сумме эти два нюанса означают, что миллионы зеленых осели в карманах минфиновских чиновников. Когда господину Касьянову задали соответствующие вопросы по поводу его подписи под этим бизнес-фуфлом, он так же, как и в нынешней истории, назвал "кипрский транзит" примером высокоэффективной сделки. И добавил, что таких сделок происходит очень даже много.
Странное, надо сказать, обоснование. Скупка собственных долгов по заниженной цене, разумеется, относится к разделу эффективных сделок, но только не в этом случае. Если бы Минфин получил от МПС 39 млн долл. напрямую, он в соответствии с той же практикой смог бы выкупить своих долгов аж на 135 миллионов. То есть за сумму в полтора раза большую, чем выкупил с помощью офшорного сальто-мортале! И, по Касьянову, эти неполученные 45 млн долл. нужно считать не упущенной выгодой, а простыми накладными расходами?
Теперь тринадцать прилипших к рукам чиновников миллионов вспоминаются с улыбкой. А чтобы лучше "почувствовать разницу" между давними мелкими аферами и нынешним размахом наших финансистов, стоит обратить внимание на странный экономический парадокс. Лондонский клуб наших кредиторов объединяет частные банки, а Парижский клуб - государства. Практика показывает, что государства идут на списание долгов гораздо легче частников и в гораздо большем масштабе, так как списывать государственные средства гораздо проще, чем частные. Это связано с тем, что государственные и частные долги приносят разные виды дивидендов. Частные - в виде процентов, государственные - в виде политической выгоды. Поэтому, если по государственному кредиту получена нужная политическая выгода, такой кредит обычно списывается. По своим кредитам страны Запада получили сверхприбыль - разрушилась контролировавшая треть мира советская империя, наследство которой перешло под контроль кредиторов. Поэтому долги Парижскому клубу должны быть просто списаны - эти деньги свое отработали и с лихвой окупили себя.
Однако у нас все получилось наоборот: на переговорах с Лондонским клубом правительству удалось добиться списания 30% долгов, а с Парижским - не удалось ничего. Почему так? Судя по всему, "чешская история" как раз и продемонстрировала истинную схему "реструктуризации", которую членам Парижского клуба на переговорах предлагает российский Минфин. По ней вроде бы списывается половина долга, хотя на самом деле эти деньги делятся между странами-кредиторами и нашими чиновниками. Запад на такую нахальную схему воровства идти не хочет, а нашим чиновникам никакие другие схемы реструктуризации в принципе не нравятся. Вот и буксуют переговоры с Парижским клубом.
Чехия беднее той же Германии или Англии. Кроме того, она-то от крушения советской империи никакой сверхприбыли не имела. Вот и соблазнилась возможностью получить от политических долгов без малого половину и согласилась с "реструктуризацией по-российски". Тем более что для нее эта схема выглядела вполне легальной - Чехия получала одну часть долга и продала на аукционе его вторую, полностью безнадежную часть.
Таким образом, был продемонстрирован истинный механизм реструктуризации по-касьяновски. Как и масштабы, в которых этот механизм обогатит чиновников, потому что позволит к каждым двум долларам в пользу кредиторов навесить три доллара в пользу чиновников. Нынешняя история также наглядно демонстрирует, насколько за время правления Путина отвязались наши чиновники - начали воровать уже в процентах от ВВП. Если же учесть, что "погашение" внешнего долга относится к самым приоритетным направлениям деятельности правительства, понятно, что с помощью такой "реструктуризации" чиновники снова нагреют общество, причем в масштабах, сопоставимых с предыдущими аферами: либерализацией цен, приватизацией и дефолтом.
|