Досрочный уход губернатора Владимира Яковлева в отставку не должен оказаться процедурой, сложной с технической точки зрения.
Хотя, надо отметить, четкая схема досрочного сложения губернаторских полномочий в городских нормативных актах не прописана. В прежней редакции петербургского Устава имелась статья, регламентирующая порядок увольнения губернатора по собственному желанию.
Согласно этой норме, градоначальник должен был направить заявление о собственном уходе в городское Законодательное Собрание. Депутатский корпус мог или принять отставку, или же в ней отказать. В случае несогласия законодателей с немедленной потерей городского головы, его полномочия продлевались бы еще на два месяца (с момента депутатского волеизъявления).
Однако из новой редакции городской конституции этот пункт выпал.
Федеральные законы также не содержат норм, способных упорядочить процедуру. Впрочем, на данном этапе на собственно юридическую сторону вопроса уже мало кто обращает внимание - главное, что принципиальное решение принято. Тем более что городские политики за последнее время приобрели немалый опыт по созданию прецедентов. Добровольное досрочное сложение губернаторских полномочий грозит оказаться даже не последним из них.
Действовать, по всей видимости, будут по следующей схеме. В "час Х" Владимир Яковлев подпишет заявление об уходе в отставку по собственному желанию и передаст его в отдел кадров городской администрации. В качестве мотивировки увольнения в этом документе должна будет фигурировать ссылка на 41-ю статью петербургского Устава, собственно и регламентирующую варианты досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга.
Полномочий завизировать это заявление нет ни у кого - оно вступает в силу с момента подписания.
Не исключено, что одновременно с заявлением градоначальник может издать и распоряжение о сложении с себя полномочий (по аналогии со знаменитым указом Бориса Ельцина от 31 декабря 1999 года). В этом же распоряжении градоначальник вправе определить своего преемника, "письменно возложив свои полномочия на другое должностное лицо администрации Петербурга" (то есть - на любого из действующих вице-губернаторов на свой вкус).
Если же губернатор предпочтет не делать такой выбор, исполнение обязанностей губернатора Петербурга будет последовательно возлагаться на главу смольнинской канцелярии Александра Беглова, затем "правового" вице-губернатора Анну Маркову и "финансового" - Виктора Кротова.
Считается, что соглашение, заключенное между губернатором и Кремлем, предусматривает оставление в Смольном за старшего именно Александра Беглова (который, напомним, даже при прошлом полпреде Викторе Черкесове считался креатурой Дома на набережной). Тем не менее, если события начнут разворачиваться не по намеченному сценарию, у Владимира Анатольевича останется в запасе последний удар: возможность назначения и.о. более близкого себе вице-губернатора, а то и вовсе не члена городского правительства. В смысле, пока не члена: ведь в правительстве Петербурга пока пустует кресло вице-губернатора, ответственного за ЖКХ.
Именно на эту должность может быть назначен некий верный Владимиру Анатольевичу соратник - с немедленным повышением до статуса и.о. (вопрос лишь в том, остались ли у нашего городского головы такие соратники).
Впрочем, думается, обойдется без таких сюрпризов - и временный губернатор Петербурга окажется вполне ожидаемой персоной. Период правления и.о. губернатора грозит стать для Петербурга намного более запоминающимся опытом, нежели даже досрочная губернаторская отставка. Ведь исполняющий обязанности ограничен в своих полномочиях, а его функции фактически сводятся к техническому руководству чиновным аппаратом.
В частности, он не имеет права роспуска местного правительства, а также внесения в ЗакС от своего имени законопроектов (основной опасностью в этом смысле считается невозможность внесения в городской парламент в начале осени законопроекта о корректировке бюджета-2003).
Впрочем, межвластный период, скорее всего, продлится недолго - примерно три месяца (согласно замыслу, внеочередные выборы пройдут в сентябре). Хотя формально определение даты голосования находится в компетенции ЗакСа - депутаты должны выбрать ее в течение 14 дней с момента губернаторской отставки. Если же парламентарии не успеют уложиться в срок, день голосования будет определен городской избирательной комиссией. Но не стоит сомневаться: они успеют.
|