"Если кто-то начнет наглеть - а такое случается во время выборов, - то холодный душ остудит эти СМИ", - произнес во вторник глава Центризбиркома Александр Вешняков. Минпечати на своей коллегии и представители избиркомов обсуждали, как, собственно говоря, "студить" прессу во время избирательной кампании 2003-2004 г. Для этих целей за 3 ближайших месяца ЦИК и Минпечати подготовят всевозможные рекомендации журналистскому сообществу. Но главные надежды возлагаются на Госдуму - 11 июня она должна принять во втором чтении закон, который позволит приостановить выпуск издания, если у него есть два предупреждения за незаконную агитацию и соответствующие решения судов.
Минпечати дает понять: наказывать прессу оно будет скрепя сердце. А лучше - не наказывать вовсе.
- Главный упор надо делать на профилактическую работу со СМИ, - пафосно сказал первый замминистра по делам печати Михаил Сеславинский.
Профилактика будет состоять из "просвещения" о действующих законах - "чтобы они понимали все подводные камни", и из мониторинга публикаций федеральных и региональных СМИ.
Мониторить придется много. Так, в 2001-2002 годах территориальное управление Минпечати следило за 111 избирательными кампаниями. Прямо или косвенно в этих выборах участвовали целых 36 322 печатных и электронных региональных СМИ. Несмотря на такое обилие "единиц" (так в ведомстве Михаила Лесина называют разнокалиберные издания), за эти 2 года в территориальные органы Минпечати поступило 300 обращений (в основном от местных избиркомов) на журналистский произвол во время агитационных кампаний. Правда, большая часть нарушений избирательного законодательства приходится на полиграфические предприятия, а не на редакции.
Самое скандальное событие избирательно-издательской кампании - выпуск газеты-двойника. Это когда под авторитетным и хорошо известным брендом выпускают "левую" газету в поддержку одного кандидата или с компроматом на другого. Яркий пример такого "левака" - выпуск газеты "Красноярский рабочий" во время избирательной кампании в крае.
Случались и забавные эпизоды. Так, два разных отделения министерства дали одному СМИ два принципиально противоположных по смыслу ответа на запрос.
- Что может быть проще: возьмите трубку и позвоните в министерство. Посоветуйтесь со старшими товарищами, - резко отреагировал на информацию Сеславинский.
Проблему взаимоотношений избиркомов и прессы наиболее внятно сформулировал один из представителей региональных управлений:
- Сейчас у нас два блока законов, которые никак не стыкуются друг с другом. Это закон о СМИ, где вообще не упоминаются выборы. И целый блок избирательных законов, которые игнорируют суть и цель журналистской работы - доносить до избирателя информацию. Пока есть нестыковка, мы будем натыкаться на эти проблемы.
Вешняков так не считает. Позиция ЦИК: до старта избирательной кампании надо закрыть все противоречия. Сейчас самое главное - принять поправки, которые позволяют избиркомам приостанавливать (после двух предупреждений) работу тех изданий, которые нарушают закон. "Не думаю, что эта норма будет применяться в массовом порядке. Однако если кто-то начнет наглеть - а такое случается во время выборов, - то холодный душ остудит эти СМИ", - предупредил Вешняков.
Сеславинский никак не отреагировал на слова главы ЦИК. По информации "Известий", в Минпечати не разделяют точку зрения Центризбиркома на поправки (там исходят из того, что это ведомство должно все же защищать журналистское сообщество), но при этом не желают вступать в публичное противостояние с ЦИК. Бюрократические тонкости взяли верх над готовностью заявить публичную позицию. Хотя смыл поправок предельно прост: чиновник будет отличать "незаконную агитацию" за того или иного кандидата от "объективного освещения избирательного процесса". Журналисты шутят: разница между первым и вторым такая же, как и между эротикой и порнографией. Каждый трактует эти понятия по-своему.
А вашу любимую газету еще не клонировали?
В Красноярском крае во время последних выборов губернатора был использован новый для этого региона прием из арсенала "черных" избирательных технологий. Огромным тиражом (почти 200 тысяч экземпляров) был выпущен фальшивый номер "Красноярского рабочего" - старейшей ежедневной газеты края. Поддельный "Рабочий" оказался практически во всех почтовых ящиках Красноярска, а в центре города жители одного из дворов нашли целую пачку газет. Как рассказал корреспонденту "Известий" Игорь Рак, первый заместитель главного редактора "Красноярского рабочего", авторы фальшивки очень старались сделать ее максимально похожей на подлинник, - "примерно такая же верстка, заголовки, были даже напечатаны некоторые старые материалы из "Рабочего". Главное же - информацию, компрометирующую трех основных кандидатов в губернаторы, - "спрятали" на третьей странице.
Редакция "Красноярского рабочего" обратилась в крайизбирком и прокуратуру с просьбой разыскать и наказать виновных. Милиция быстро установила, что фальшивый тираж был напечатан на Урале, в Магнитогорске. Заказчик - сотрудник одной скандально известной пиар-компании - расплатился наличными и в твердой валюте. Однако как только стало ясно, что придется давать официальные показания, этот человек, ставший ключевым свидетелем, исчез. По оперативным данным, он уехал из страны. Насовсем. Поэтому когда предвыборные страсти улеглись, дело было закрыто.
"Нам все равно, какой из избирательных штабов заказал эту фальшивку, у нас со всеми кандидатами установились нормальные деловые отношения. Но мы настаивали на том, чтобы это дело было доведено до суда и виновные были наказаны. С моей точки зрения, это единственный способ предотвратить подобные инциденты в будущем", - считает Игорь Рак.
|