Перестановки на городском политическом поле, вызванные приближающимися выборами властей всех уровней, оказались куда масштабнее, чем это представлялось изначально.
Перемены за последнюю пару недель затронули сразу две ведущие городские политические силы - "яблочников" и коммунистов.
У первых сменился лидер: вместо заксовского депутата Михаила Амосова таковым стал муниципальный депутат Максим Резник. Официальная версия произошедшего - смена поколений в партийном руководстве. Хотя понятно, что критику этот подход выдерживает не очень (старому вождю - 44 года, новому - 28 лет).
Вряд ли стоит сомневаться, что основная причина сегодняшних "яблочных" перестановок лежит в событиях почти трехгодичной давности - в конфликте, возникшем между Михаилом Амосовым и думцем Игорем Артемьевым. Причиной спора стал курс на смягчение позиции "Яблока" по отношению к Владимиру Яковлеву, принятый на вооружение рядом партийных функционеров в 2000-м - сразу после триумфального переизбрания последнего на второй губернаторский срок.
Михаил Амосов одним из первых городских политиков (чуть ли не в выборную ночь) отправил Владимиру Анатольевичу официальное поздравление от имени "яблочной" фракции в ЗакСе. Что, понятное дело, было исключительно болезненно воспринято его однопартийцем Игорем Артемьевым, потерпевшим на тех выборах сокрушительное поражение.
Доказательством того, что этот поступок вовсе не был экспромтом, стали дальнейшие действия яблочной фракции в ЗакСе. В частности, голосование за поддерживаемого губернатором кандидата в спикеры Сергея Тарасова. Курс, предложенный "амосовско-шишловской" частью "Яблока", именовался "политикой конструктивной оппозиции действиям городской администрации, получившей на выборах безоговорочную поддержку горожан".
Сторонников Игоря Артемьева это выводило из себя. Тот же Максим Резник заявлял о необходимости "четко определить, кто мы: оппозиция его величества или же его величеству. Надеюсь, что все же второе".
Конфликт удалось перевести в тлеющую фазу лишь осенью 2000-го, когда председателем партии избрали формально не болеющего ни за одну из сторон Дмитрия Ленкова - "яблочника" из числа "отцов-основателей" петербургского отделения и его первого лидера (с 1992 по 1996 годы). В 2002-м, когда партию возглавил уже Михаил Амосов, о старом противостоянии почти перестали вспоминать.
Однако после того, как на сей раз Амосов партийные выборы проиграл (получив на конференции всего 44 голоса против 72 голосов за Резника), тезис о конфликте по линии Артемьев - Амосов всплыл вновь, на этот раз уже из рядов сторонников Михаила Ивановича.
"Аргументированных оснований для смещения Амосова не было. За тот год, когда он руководил партией, ее влияние значительно возросло. Он как руководитель нашей избирательной кампании на выборах в ЗакС провел ее достаточно успешно, в то время как Максим Резник дважды (в 1998-м и в 2002-м) не смог, к сожалению, выиграть свои выборы. Разговоры о чрезмерной загруженности Амосова тоже не имеют под собой оснований. Он ведь заявлял, что готов при необходимости отказаться от координаторства во фракции в ЗакСе", - так аргументирует позицию "амосовцев" публицист Борис Вишневский.
В свою очередь, новый глава петербургских "явлинцев" обосновывает свою позицию следующим образом: "Когда мы говорим о смене поколений, речь вовсе не идет о том, что пришли молодые и выкинули стариков, которым всего-то немного за 40! Речь о том, что последним нужно выходить на другой уровень, - это и происходит. И Артемьев, и Шишлов, и Амосов, и Вишневский - люди, известные не только в Петербурге, но и в стране. Было бы очень плохо, если бы им на смену никто не мог прийти. Но такие люди у нас есть, и их достаточно".
В рядах сторонников Амосова зреют опасения, что его поражение - это еще не последняя неприятность. Здесь полагают, что сторонники нового лидера не преминут развить наступление и лишить оппонентов еще нескольких важных кресел. Так, считается, что в число репрессируемых может попасть глава думского комитета по образованию Александр Шишлов, которого "резниковцы" будто бы хотят исключить из федерального "яблочного" партсписка (вследствие чего г-ну Шишлову придется сражаться за думский мандат в округе, а победа тут далеко не очевидна).
Г-н Резник подобные подозрения опровергает, заявляя, что федеральный партсписок верстается в Москве и, следовательно, местные партийцы лишены возможности повлиять на его персональный состав. С другой стороны, кажется, что новая метла действительно будет мести по-новому. Новый яблочный лидер любит говорить о "нецелесообразности" сбора большого количества стульев под одним человеком (многие нынешние "яблочные" функционеры этим недостатком действительно страдают).
Впрочем, все "яблочные" страсти меркнут на фоне событий, происходящих у петербургских левых. У них появилась новая общественная организация - "Коммунисты Петербурга", сформированная сторонниками смещенного с поста главы горкома КПРФ Олега Корякина. "Корякинцы" не остались в долгу перед своими сменщиками не только с идеологической, но и с практической точки зрения. Болельщики нового главы горкома Святослава Сокола рассказывают, что он никак не может приступить к исполнению своих обязанностей. Ибо не может найти ни партийных баз данных, ни партийную оргтехнику, будто бы зарегистрированных на прежнее коммунистическое начальство.
Одним словом, до выборов еще полгода, а партийная жизнь в Петербурге уже забурлила.
Коммунисты Петербурга пошли другим путем
На минувшей неделе сторонники уволенного с поста главы горкома КПРФ Олега Корякина провели первую конференцию движения "Коммунисты Петербурга".
В организацию вошли около 300 человек, половина из которых - беспартийные любители коммунистических идей, половина - официальные члены петербургской КПРФ. Устав не позволяет им входить в другие партии; отчасти поэтому "Коммунисты Петербурга" образовались в форме общественной организации. Возглавил пошедших своим путем левых недавно лишенный партбилета КПРФ муниципальный депутат Сергей Малинкович.
Причиной создания альтернативной левой организации стало продолжающееся в местном левом движении противостояние между сторонниками главы партии Геннадия Зюганова и коммунистами, поддерживающими руководителя исполкома НПСР Геннадия Семигина.
По версии г-на Малинковича, "ситуация в местной КПРФ в обозримом будущем вряд ли стабилизируется. Поэтому мы обречены на сосуществование нескольких коммунистических организаций. Те, кто вошел в нашу организацию, сориентированы в идеологии на европейские левые ценности". В качестве своей главной цели "Коммунисты Петербурга" заявили поддержку координируемой Олегом Корякиным фракции КПРФ-НПСР в городском ЗакСе.
Сам г-н Корякин заявляет, что на конференции новой организации не присутствовал (хотя и знал, что таковая готовится). Он, впрочем, выразил надежду, что новые петербургские левые смогут подвигнуть всех местных коммунистов к объединению усилий.
Оное, как известно, скоро понадобится на декабрьских выборах в Госдуму. "Коммунисты Петербурга" заявляют, что, в первую очередь, хотят поддержать левого кандидата в 209-м округе (здесь у них вроде бы даже есть серьезный административный ресурс - "свой человек на руководящей должности в окружном избиркоме"). В организации рассказывают, что с большей радостью помогли бы депутату ЗакСа Юрию Савельеву, но все идет к тому, что поддерживать придется Геннадия Селезнева.
Помимо того, "есть мнение" о необходимости присмотреться к Оксане Дмитриевой, чтобы "в случае чего" поддержать и ее (неизвестно, правда, насколько Оксане Генриховне вообще нужна поддержка коммунистов-сепаратистов).
Все эти расчеты, впрочем, могут выглядеть пустым бахвальством, однако, судя по всему, определенные основания под собой они имеют. Ибо к "Коммунистам Петербурга" уже присоединились несколько гендиректоров коммерческих фирм (что вызвало обиду в КПРФ - "увели часть финансового ресурса"), а также штатные предвыборные технологи среднего звена.
|