Бурная радость, охватившая губернаторских болельщиков после известия о замене Виктора Черкесова на Валентину Матвиенко, уже успела смениться тягостными раздумьями о завтрашнем дне.
Всего лишь за какой-то месяц прокурором Петербурга вместо лояльного Смольному Сыдорука стал "неприятный" Винниченко, весь без исключения депутатский корпус присягнул на верность новому полпреду, а сам градоначальник был вынужден публично отречься даже от идеи третьего срока.
Но и это, как оказалось, еще не финал. Судя по всему, в горадминистрации были слишком оптимистично настроены, когда полагали, что "Валентина Ивановна сможет обеспечить нам спокойную старость" (сиречь, беспроблемное дохождение до конца второго яковлевского срока). Без проблем не получается — наступление на позиции Смольного не смогло остановить даже губернаторское отречение.
О своем уходе из горадминистрации объявил на минувшей неделе вице-губернатор по горхозяйству и теплоэнергетике Александр Смирнов. Официальная версия отставки — состояние здоровья. Действительно, весь прошлый год г-н Смирнов чувствовал себя неважно, несколько раз попадал в больницу. В конце мая прошлого года (в самый разгар открытой фазы информационного противостояния между полпредством и горадминистрацией, начавшейся после кончины вице-губернатора Валерия Малышева) г-на Смирнова с приступом острой стенокардии пришлось доставлять в Железнодорожную больницу прямо из его рабочего кабинета.
Впрочем, в смольнинских кулуарах шепчутся о том, что тревога вице-губернатора была небезосновательной. Будто бы еще весной прошлого года у окружной прокуратуры имелся список из трех заместителей Владимира Яковлева, на которых был собран материал, достаточный для начала уголовного преследования (это при том, что к тому моменту уже были предъявлены обвинения г-дам Малышеву, Потехину и Кагану). В этом списке якобы значились фамилии финансового "вице" Виктора Кротова, "социального" — Владимира Дербина и "хозяйственного" — Александра Смирнова.
Выбор, как известно, был сделан "в пользу" Кротова. Тем не менее, г-н Смирнов все последнее время ощущал себя в подвешенном состоянии. Его неуверенность усугубилась по итогам прошлой зимы, высветившей жесточайший кризис всей системы городского хозяйства, за которое волею должностных инструкций отвечал г-н Смирнов.
Он, конечно, пытался оправдаться, заявляя, что "высоко оценивает работу коммунальщиков и энергетиков". Однако статистика не подтверждала вице-губернаторский оптимизм. Только за 9 новогодних дней (с 31 декабря по 8 января) от электропитания были отключены более 4 тысяч зданий — пятая часть всех городского жилфонда. За этот же период без тепла остались обитатели 1320 петербургских домов.
Именно эти факторы и привели к тому, что г-н Смирнов оказался первым вице-губернатором, покинувшим свой пост после исторического заявления Владимира Яковлева. Говорят, кстати, что автором идеи вывести Смирнова из-под огня именно сейчас был Александр Ебралидзе (считается, что в середине 90-х он вместе с нынешним лидером заксовской оппозиции Юрием Рыдником весьма успешно занимался бизнесом на ниве городской недвижимости).
Вторая неприятность на минувшей неделе приключилась с главным пропагандистским рупором горадминистрации — ТРК "Петербург". Минпечати вынесло телеканалу второе предупреждение. Тут следует пояснить, что не существует каких-либо жестких законодательных норм, регулирующих дальнейшее развитие событий. Но, "по опыту", подразумевается, что второе предупреждение — последнее, после третьего вещание провинившегося телеканала будет попросту отключено.
Официальная причина предупреждения — руководство ТРК не предоставило Минпечати для мониторинга видеозаписи программ своего ночного эфира. На Чапыгина в ответ ссылаются на то, что ночью в эфире ТРК выходит телеканал "Синие страницы", изготовляемый не самой телекомпанией, а "сторонней организацией". "По закону, мы не обязаны хранить записи чужих программ", — заявляет гендиректор ТРК г-жа Теркина. (Аргумент, заметим, выглядит весьма странно: лицензия на вещание выдана все-таки ТРК "Петербург", а не г-ну Лушникову. Следовательно, начальству ТРК и отвечать за то, что происходит в эфире).
Информированный эксперт так обрисовал нам положение дел. "Минпечати, видимо, собиралось произвести мониторинг программ телеканала на предмет их соответствия выданной лицензии (не секрет ведь, что практически все каналы не соблюдают, скажем, прописанные в ней объемы художественного вещания). На ТРК же, судя по всему, запаниковали. А возможно, испугались того, что на запрашиваемых кассетах могут найти, к примеру, скрытую рекламу. Поэтому их и не предоставили".
Впрочем, по нашей информации, это далеко не последний упрек в адрес Чапыгина. В запасниках оппонентов Смольного есть, скажем, такой факт: 30 мая прошлого года "Петербург" "в неположенное время" выдал в эфир фильм, "содержащий элементы эротики". Такое нарушение карается очень строго, однако в Минпечати о нем, кажется, пока не знают (соответствующая претензия в адрес Чапыгина пришла из местного, северо-западного офиса министерства).
В сложившейся ситуации даже не очень понятно, чем Владимир Яковлев сможет остановить наступление на позиции Смольного. Разве что собственной отставкой. Но, кстати, вовсе не факт, что и она поможет.
|