Прокурором Петербурга стал матерый антияковлевец
С назначением Николая Винниченко на пост прокурора Петербурга в городе может начаться очередной виток противостояния между ветвями власти: новый руководитель прокуратуры известен как давний противник питерского губернатора. В то же время кадровые перестановки в полпредстве, переезд в Северную столицу Валентины Матвиенко расцениваются большинством аналитиков как первый признак политики согласия и примирения. Во что может вылиться это противоречие — пока еще не ясно.
Антияковлевская позиция Николая Винниченко сформировалась несколько лет назад, когда он был заместителем городского прокурора по следствию. На этом посту он активно занимался делами вице-губернаторов, обвинявшихся во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением, вел дело Юрия Шутова, принесшее ему популярность, а заняв должность в полпредстве, участвовал в конфликте вокруг Ленинградского зоопарка.
Жертва клеветы
Юрий Шутов пребывает в КПЗ уже более четырех лет, а расследование его деятельности все еще не завершено. За время тюремной эпопеи бывший оппонент Собчака успел не только стать депутатом ЗакСа второго созыва, но и попасть в нынешний состав собрания. Пути «крестовского» депутата и Николая Винниченко пересеклись в конце 1998 года, когда Юрия Шутова арестовали по подозрению в создании банды и организации ряда заказных убийств. Заместитель городского прокурора занимался его делом до середины апреля 2001 года, однако через некоторое время его перебросили в другое ведомство — он был назначен главным федеральным инспектором по Санкт-Петербургу.
Параллельно с делом Шутова расследовалось дело Алексея Андреева — главного редактора газеты «Новый Петербург», связанное с клеветой. В опубликованных в феврале и апреле 1999 года статьях Юрий Шутов обвинял городского прокурора Ивана Сыдорука, его заместителя Николая Винниченко, начальника Управления прокуратуры по расследованию организованной преступной деятельности Владимира Кириленко, начальника отдела прокуратуры по расследованию бандитизма и особо тяжких преступлений Наталью Литвинову, следователя Алексея Дудкина и начальника одного из отделов питерского РУБОП Сергея Цуцуряка в «создании преступной группы, выполняющей за деньги заказы преступных авторитетов по возбуждению уголовных дел и посадке неугодных». Таким образом, жертвами клеветы «Нового Петербурга» стали почти все руководители Городской прокуратуры. Приговор Андрееву Городской суд вынес 1 марта этого года. Его признали виновным в клевете, дали два года условного лишения свободы и тут же освободили от наказания по амнистии.
Незакрытые на момент перевода на другую должность дела долго не давали покоя бывшему заместителю прокурора. Так, например, известен конфликт между ним и прокурором Владимиром Зубриным из-за недостаточной, с точки зрения Винниченко, эффективности работы Окружной прокуратуры по коррупционным делам в отношении чиновников городской администрации. По мнению Николая Александровича, Окружная прокуратура не проявляет должной активности в расследовании дел, тормозит ход следствия, а результаты его крайне неубедительны, поскольку имеют слабую доказательную базу, невнятные судебные перспективы. Окружная прокуратура стремится передать расследуемые уголовные дела в Городскую прокуратуру, где они, как считал Винниченко, будут неминуемо развалены.
Защитник зверинца
Конфликт вокруг зоопарка, в который вмешался будущий прокурор, лишь добавил ему популярности. Ставший политиком юрист принял сторону Ивана Корнеева. «Мы никогда не допустим, чтобы зоопарк был ликвидирован, — заявил он в интервью в конце мая минувшего года. — И мы никогда не допустим, чтобы коллекция животных была утрачена или ей причинен ущерб: она является достоянием не только Петербурга, но и всей России. Мы получили обращение, адресованное президенту и подписанное членами Международной ассоциации зоопарков и аквариумов «Ераза», его подписало большинство руководителей зоопарков России и стран СНГ. Специалисты консолидировано выступают в защиту директора, они осуждают действия, которые привели к его отставке. А коль есть обращения, то мы вновь стали заниматься данной проблемой».
Мало того, к радости коренных петербуржцев, ратовавших за сохранение зоопарка на Петроградской стороне, Николай Винниченко придал проблеме не местный, а уже федеральный статус. «Когда на одну доску ставятся губернатор и директор зоопарка в качестве противоборствующих фигур — это выглядит несколько странно, — объяснил он свою позицию. — Но именно к такому противостоянию все и свелось. А это не только настораживает, но и заставляет усомниться в правильности действий людей, придающих конфликту политический характер. Интенсивность, с которой подвергался гонениям Корнеев, заставляет задуматься. Поэтому данная точка зрения была доведена до президента».
Эти же мысли повторялись и в официальном обращении главного федерального инспектора: «Нами разделяется позиция о нецелесообразности, недопустимости и невозможности перенесения зоопарка в другое место». Впрочем, там же признается и то, что «концепция строительства социально-культурного комплекса «Зоосад» на территории Приморского района имеет право на существование».
Ведущий «Диалог»
С деятельностью Николая Винниченко как политика напрямую связано и создание программы «Диалог», ставшей основной предвыборной платформой пропрезидентских сил осенью 2002 года. Идея организации сети общественных приемных принадлежала не ему, а Андрею Курылеву — главному советнику аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО, но Винниченко курировал программу в целом.
Заметную активность «Диалог» начал проявлять в марте 2002 года. Именно в это время стали открываться общественные приемные в других регионах Северо-Запада. Они должны были сыграть большую роль в формировании «партийного» списка «Диалога» для выборов в питерский ЗакС. В рабочую группу, помимо руководителей общественных приемных, вошли глава МО «Полюстрово» Андрей Жабрев и сопредседатель Ассоциации СМИ Северо-Запада и главный редактор «Невского времени» Алла Манилова. Серьезную роль в формировании «диалоговского» списка и дальнейших PR-кампаниях играла Марина Фокина, которую с Курылевым связывает опыт совместной работы на выборах в Госдуму, когда они «вели» Анатолия Собчака и Людмилу Нарусову. Параллельно с группой Курылева — Фокиной «Диалог» обслуживала еще одна группа работников полпредства из числа отставных сотрудников ФСБ. Кроме того, к предвыборной деятельности привлекли и ряд московских политтехнологов среднего звена.
Несмотря на то что «Диалог» располагал административно-финансовыми ресурсами полпредства и серьезным исполнительным коллективом, он не смог стать монополистом на выборах (программа фактически провалилась: в ЗакС прошли лишь 12 человек из 24). Это объясняется в первую очередь тем, что противники Яковлева и сторонники Черкесова никак не могли призвать кандидатов к «стройности рядов» и составить наконец единый список. С другой стороны, сложности возникали и потому, что в администрации президента не были довольны деятельностью «Диалога», считая, что она мешает «Единой России». Однако, даже формально проиграв, руководителям программы удалось за декабрь-январь перехватить инициативу у условно победившего Смольного — собрать под маркой «Единой России» самую крупную фракцию в ЗакСе, выдвинуть из ее рядов спикера и создать в рядах депутатов мощную антигубернаторскую коалицию.
Справка
Винниченко Николай Александрович родился в 1965 году в семье военнослужащего в селе Октябрьское Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области. После окончания в 1977 году юридического факультета Ленинградского государственного университета работал в прокуратуре города стажером, прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. Являлся помощником, а затем старшим помощником прокурора города по надзору за следствием в органах КГБ, начальником отдела по надзору за следствием в органах федеральной безопасности. В 1995 году был назначен прокурором Московского района Санкт-Петербурга. С февраля 1998 года занимал пост заместителя прокурора города. В апреле 2001-го назначен главным федеральным инспектором в Санкт-Петербурге. Женат, имеет сына.
Теперь Николай Винниченко вернулся из политики в прокуратуру, при этом он не только не утратил власти, но и, приобретя дополнительный опыт, окончательно сформировал свои политические пристрастия и предпочтения. Однако сегодня они несколько не согласуются с официально декларируемыми взглядами нового полпреда. Чем чревато для города подобное несоответствие — покажет время.
|