У Генпрокуратуры появись претензии к Михаилу Касьянову, подписавшему в сентябре распоряжение о "научных" квотах на вылов крабов и моллюсков, которые были освоены компаниями, близкими к руководству Госкомрыболовства и убитому магаданскому губернатору Валентину Цветкову. Правительство, по заявлению замгенпрокурора Владимира Колесникова, не предоставляет следствию документы по "крабовому делу", поэтому прокуратура вынуждена проводить выемки в Белом доме. Правительственные чиновники утверждают, что предоставили следствию все документы еще в январе.
"Крабовое дело" было возбуждено Генпрокуратурой 25 ноября прошлого года. Его выделили из дела об убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Распоряжением правительства N 1270-р "Об увеличении объема общих допустимых уловов крабов и моллюсков", подписанным Касьяновым 12 сентября прошлого года, была увеличена научная квота на вылов в североохотоморской зоне синего краба (на 240 т) , краба стригуна-опилио (на 1550 т) и трубача (на 990 т). Получателем квот должен был стать магаданский НИИ рыбного хозяйства. Однако, по словам источника в Генпрокуратуре, квоты осваивались ОГУП "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов". А поскольку это предприятие не имеет собственных судов, в итоге лов крабов и моллюсков осуществляли компании "Дальрыбфлот" и "Дальрыба", связанные с советником покойного магаданского губернатора Викторией Тихачевой и зампредом Госкомрыболовства Юрием Москальцовым. Генпрокуратура уже арестовала Тихачеву и директора Магаданского НИИ Александра Рогатных. Москальцов отпущен под подписку о невыезде. Нанесенный государству ущерб источники в прокуратуре оценивают в $6 млн. Подписывая распоряжение о квотах, премьер руководствовался просьбой Госкомрыболовства, администрации Магаданской области и экспертизой Минприроды.
В пятницу замгенпрокурора Владимир Колесников заявил "Интерфаксу", что у прокуратуры "есть вопросы и претензии к ряду ответственных должностных лиц в правительстве, в том числе и к премьеру Михаилу Касьянову". По мнению Колесникова, его сентябрьское распоряжение "не соответствует закону и должно быть отменено". "Однако длительное время никакого ответа от премьера мы не получаем, именно поэтому мы вынуждены пойти по пути процессуальных решений, допросов и выемок документов", - сообщил Колесников.
Прокурор также пообещал, что это дело, "несмотря ни на что, будет доведено до конца и должностные лица, невзирая на ранги, будут привлечены к ответственности, если будет установлена их причастность к противоправным действиям". Отдельно замгенпрокурора высказался о руководителе аппарата правительства Игоре Шувалове, который "под разными предлогами уклонялся от общения" со следствием, а аппарат правительства почти две недели не выдавал необходимые для расследования документы. "Мне это надоело, и я дал предписание, чтобы провести там изъятие документов, и все было сделано", - сказал замгенпрокурора. Связаться с Шуваловым "Ведомостям" не удалось.
В правительстве факт выемки документов отрицают, а на высказывания Колесникова реагируют с недоумением. По словам руководителя департамента правительственной информации Алексея Горшкова, все запрошенные Генпрокуратурой документы, связанные с распоряжением N 1270-р, были представлены правительством в прокуратуру еще в конце января. И другой источник "Ведомостей" в правительстве говорит, что никакой выемки документов на Краснопресненской набережной не было. По поводу высказываний Колесникова собеседник предположил, что "замгенпрокурора прочел в газетах, что правительство скоро уволят, перевозбудился и решил внести свою лепту".
А депутат Госдумы Борис Резник, с запроса которого прокуратура начала расследовать "крабовое дело", считает премьера причастным к преступлению. "Касьянов, подписывая заведомо незаконное распоряжение, обязан был вникнуть", - считает депутат. Независимые юристы поясняют, что для предъявления обвинения премьеру прокуратуре придется выделить из "крабового дела" отдельный эпизод. "Обвинение Москальцову и Тихачевой основано на статье "Превышение служебных полномочий" - они действовали в интересах своих компаний, - говорит старший партнер "Вегас Лекс" Альберт Еганян. - А Касьянов своих полномочий не превышал, раз о связанных с ним компаниях прокуроры ничего не говорят".
Источник в Госкомрыболовстве уверен, что отменить распоряжение премьера по требованию прокуратуры не удастся, потому что действие квоты закончилось 31 декабря 2002 г. "Квоты освоены, биоресурсы выловлены. Если распоряжение отменить, весь научный промысел прошлого года будет признан незаконным, а фирмы, которые в нем участвовали, обратятся в суд с исками против правительства", - поясняет собеседник "Ведомостей".
|