Кто заменит Ивана Сыдорука?
Вслед за бывшим полпредом Северо-Запада Виктором Черкесовым, на новую должность в Москву отправился и прокурор Петербурга Иван Сыдорук: теперь он будет советником генерального прокурора РФ Владимира Устинова. А исполняющим обязанности главного городского прокурора назначен Владимир Шарыгин, первый заместитель прокурора СПб.
Как считается, Иван Сыдорук фактически отправлен в почетную отставку. Причины столь неожиданного перевода городского прокурора, разумеется, следует искать в его профессиональной деятельности. Недовольство Сыдоруком могло возникнуть из-за того, что Городская прокуратура последний год слишком уж активно взялась "сотрудничать" с управлением Генпрокуратуры в СЗФО. Фактически ведомство Сыдорука присоединилось к негласной войне против городской администрации. Напомним, что в последние годы многие вице-губернаторы и председатели комитетов буквально один за другим попадали под пристальное внимание следователей. В чем их только не обвиняли - и в получении взяток, и в халатности, и в злоупотреблениях служебными полномочиями. Многие из этих дел благополучно закрывались, но тут же заводились новые. Вскоре стало очевидно, что городская прокуратура в этой "холодной войне", судя по всему инициированной полпредством, просто выступает в роли тяжелого орудия, направленного на городскую администрацию.
Можно было бы предположить, что с переводом Виктора Черкесова и Ивана Сыдорука в Москву ситуация изменится, и постоянные нападки со стороны правоохранительных органов и ряда средств массовой информации в адрес Смольного наконец-то прекратятся. Однако, как стало известно, в качестве наиболее вероятного кандидата на место городского прокурора рассматривается Николай Винниченко, нынешний федеральный инспектор по Петербургу. Винниченко в свое время был одним из заместителей Сыдорука и курировал прокурорское и милицейское следствие. Конечно, назначение Винниченко - пока не более чем предположение, однако и в этом качестве оно выглядит довольно странно.
Николай Винниченко в последние годы больше внимания уделял политике, а не юриспруденции: например, говорят, что он курировал программу общественных приемных "Диалог", на которую делало ставки полпредство, пытаясь "провести" в ЗакС "удобных" кандидатов. Кстати, эта программа потерпела фиаско, поскольку в городской парламент прошло только 12 человек из 24. Последнее же громкое уголовное дело, к которому имел отношение Винниченко именно в роли юриста, - "дело Шутова". Юрий Шутов успел побывать депутатом ЗакСа второго созыва и с тем же успехом избраться на третий срок, и всё это - не выходя из камеры. Зато городская прокуратура до сих пор не может решить, виновен он или нет.
Хотя и на следующем этапе, в пору работы Винниченко в "доме на набережной", его достижения тоже были более чем скромными. Правда, именно в этот период политическая ситуация в городе максимально обострилась, - говорят, что Винниченко приложил к этому немало сил вместе со своим начальником Виктором Черкесовым. Не без участия главного федерального инспектора началась та самая "охота на вице-губернаторов". Причем, по слухам, дело бывшего вице-губернатора Александра Потехина, которое бесславно развалилось, было своеобразной проверкой для Винниченко во время его "испытательного срока" в полпредстве. Последнее дело - "дело Анатолия Кагана" - также рассыпалось на глазах: в деятельности вице-губернатора и председателя Комитета по здравоохранению злоупотреблений не нашли, а вопрос халатности закрыли за истечением срока.
За время работы в полпредстве Николай Винниченко из юриста фактически превратился в политика, с совершенно явными пристрастиями и антипатиями. Показательной в этом плане была ситуация с бывшим директором зоопарка Иваном Корнеевым. С одной стороны, судя по делам вице-губернаторов, Винниченко стоял на позиции "виновный должен быть наказан". А вот в ситуации с зоопарком федеральный инспектор занял прямо противоположную позицию: "несмотря на то, что проведены две ревизии, которые выявили в деятельности зоопарка определенные нарушения, действия по наказанию или увольнению директора будут связаны
в общественном мнении с общественной деятельностью по сохранению зоопарка. Конечно, решение за администрацией, но административные меры в отношении Корнеева нецелесообразны ни с политической, ни с социальной точки зрения". И это несмотря на то, что должность главного федерального инспектора предполагает в том числе и контроль за соблюдением законов на подведомственной территории, то есть в городе Санкт-Петербурге.
Может ли быть независимым прокурор, изменивший юридическую психологию на политическую, - вопрос, конечно, спорный, но превращение одной из главных городских структур в площадку для подобных экспериментов может закончиться по меньшей мере весьма плачевно. Вполне вероятно, что Винниченко как соратник Виктора Черкесова и Ивана Сыдорука продолжит начатую полпредством войну с администрацией.
С другой стороны, назначение Валентины Матвиенко полномочным представителем президента по Северо-Западу может положить конец нападкам прокуратуры на Смольный. Матвиенко ясно дала понять, что затянувшаяся в Петербурге "холодная война" властей должна прекратиться. Кроме того, по ее мнению, вопросы правоохранительных органов к некоторым руководителям города не должны "выплескиваться в СМИ". "Здесь идет явный пережим, связанный с тем, что кто-то кого-то не любит", - заявила полпред, - необходимо "приподнять город и его значение, показать его культурный и туристический потенциал", "нам нужно показать максимум гостеприимства, а не муссировать проблемы, которые, может быть, и есть, но должны решаться в другом ключе".
Если же Николая Винниченко назначат городским прокурором, это вполне может повлиять на стабилизацию отношений между полпредством и администрацией, так необходимую накануне юбилея, поскольку Смольному снова придется отвечать на нападки и "укусы" со стороны правоохранительных органов и городских СМИ, поддерживающих политическую линию теперь уже бывшего полпреда.
|